Более приемлемый результат можно получить, если рассматривать отдельный узел, как некий уровень явления, внутри которого находится своя бесконечная решетка явлений. Таким образом, мы вынуждены полностью отказаться от атомистического взгляда, присущего древней философии.
Следующий атрибут нашей модели характеризуется тем, что решетка эта непрерывно "дышит". Однако это происходит не синфазно, то есть не все узлы "вдыхают" одновременно, но волнообразно, разновременно. Представление о разновременности, последовательности и необратимости целостного во всех отношениях процесса - вот другая составляющая понятия причины.
Далее, само понятие связи, как связи явлений, вовсе не столь просто, не столь первично, непосредственно и атомарно, как это может показаться на первый взгляд. Оно включает в себя определения активности и пассивности, противопоставление воздействия и взаимодействия. Действительно, в зависимости от произвольно выбранной системы отсчета, то есть того, что мы приняли за условно-пассивное, некое другое явление может быть определено как активное /или активное и пассивное одновременно/. Так, брошенный камень "обладает" энергией движения - суть активное начало, - но одновременно ему присуща некоторая инертность, то есть пассивная составляющая этого явления.
Расчленение "волнообразно дышащей" сети явлений на условно активные и условно пассивные узлы - вот третий источник детерминизма. В то же время, возможность рассматривать отдельное явление как активный, то есть самопроизвольный процесс, начавшийся в бесконечном прошлом и продолжающий самоактивироваться в каждый момент времени, вовсе снимает понятие причинности. Так, общественный процесс, неся на себе багаж прошлой культуры и испытывая давление мертвых представлений, спонтанно обновляется с каждым новым поколением. Можно искать причины этих изменений и в изменениях внешней природной среды, и в историческом прошлом, но невозможно исключить произвол нового человека.
К понятию связи относятся также принципы определенности и случайности воздействия, что непосредственно вытекает из представления о принятых уровнях рассмотрения и внутренней бесконечности каждого явления. Ведь любая бесконечность есть неопределенность.
Последние рассуждения подводят нас к понятию вероятностного детерминизма.
Из вышеприведенных представлений напрашиваются следующие выводы.
Становится очевидным однобокость и вульгарность принципа первопричины - существования единственного истинного чисто активного явления при существенной пассивности всего мироздания. Вообще, когда утверждают, что "все имеет свою причину", то обычно имеют в виду, что активное начало всегда находится за пределами пробного явления /то есть явления - следствия/, что есть постулированием основания, равно как и утверждение, что два плюс два всегда равно четырем.
Другой небезынтересный вывод состоит в том, что пробное явление /принятое тем самым за условно-пассивное/ находится одновременно под воздействием всех остальных явлений, так что бытующие представления об изолированном воздействии одного отдельного процесса на другой должно уступить место принципу множественности причин. Причина - это всегда некая совокупность процессов, и не рядополож-ная совокупность, но результат их взаимодействия - контакт между активными началами, воздействующий на пробное явление. Различное же сочетание активных начал дает отличные друг от друга результаты даже при одинаковых условиях протекания процессов.
Смотрите также
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
Две особенности русского марксизма
...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...