Ошибки нашего сознания традиционно принято относить к предметной области формальной логики.
К ним относятся:
-постулирование основания;
-круг в доказательствах;
-подмена тезиса;
-после этого - значит вследствие этого и т.п.
Так, если шаман вызывает дождь и после этого, разумеется, идет дождь, то для неискушенного ума создается впечатление, что дождь пошел вследствие этих заклинаний.
Если Вы хотите доказать всемогущество бога и в качестве доказательства приводите примеры необузданности стихий (извержения вулканов, землетрясения, засухи, солнечные затмения, эпидемии и др.), то тем самым Вы доказываете произвол природы, хотя создается впечатление, что было доказано могущество, а значит (?) существование бога.
Логические ошибки свойственны не только обывательскому мышлению, религии, политике и т.п., но и науке.
"Чем тело тяжелее, тем оно быстрее падает" - считал ошибочно Аристотель. Это мнение сохранилось по сегодняшний день, правда, как обывательское.
Логические ошибки, как нам представляется, носят двойственный характер. С одной стороны, они возникают под воздействием внушения, парализующего самостоятельность мышления. Внушение является следствием непосредственного эмоционального воздействия или принимает форму самовнушения "от авторитета", будь то авторитет родителя, церкви, известного ученого и т.п. С другой стороны, логические ошибки проистекают от лености одностороннего мышления, не желающего или не способного рассмотреть силлогизм (или логическую формулу иной природы) всесторонне.
Итак, мы показали, что тождественность и иллюзорность - две стороны процесса осмысления и оценки мира.
Напротив, ни природе самой по себе, ни ее восприятию, как таковому, не присущи ни истина, ни ложь, являющиеся понятиями мысленного моделирования процесса мироощущения.
Смотрите также
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...