Тождественность и иллюзорность мироощущений
Проблемы философии общества / Социальная онтология начала и пределы / Тождественность и иллюзорность мироощущений
Страница 2

Ошибки нашего сознания традиционно принято относить к предметной области формальной логики.

К ним относятся:

-постулирование основания;

-круг в доказательствах;

-подмена тезиса;

-после этого - значит вследствие этого и т.п.

Так, если шаман вызывает дождь и после этого, разумеется, идет дождь, то для неискушенного ума создается впечатление, что дождь пошел вследствие этих заклинаний.

Если Вы хотите доказать всемогущество бога и в качестве доказательства приводите примеры необузданности стихий (извержения вулканов, землетрясения, засухи, солнечные затмения, эпидемии и др.), то тем самым Вы доказываете произвол природы, хотя создается впечатление, что было доказано могущество, а значит (?) существование бога.

Логические ошибки свойственны не только обывательскому мышлению, религии, политике и т.п., но и науке.

"Чем тело тяжелее, тем оно быстрее падает" - считал ошибочно Аристотель. Это мнение сохранилось по сегодняшний день, правда, как обывательское.

Логические ошибки, как нам представляется, носят двойственный характер. С одной стороны, они возникают под воздействием внушения, парализующего самостоятельность мышления. Внушение является следствием непосредственного эмоционального воздействия или принимает форму самовнушения "от авторитета", будь то авторитет родителя, церкви, известного ученого и т.п. С другой стороны, логические ошибки проистекают от лености одностороннего мышления, не желающего или не способного рассмотреть силлогизм (или логическую формулу иной природы) всесторонне.

Итак, мы показали, что тождественность и иллюзорность - две стороны процесса осмысления и оценки мира.

Напротив, ни природе самой по себе, ни ее восприятию, как таковому, не присущи ни истина, ни ложь, являющиеся понятиями мысленного моделирования процесса мироощущения.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...