Итак, нет и не может существовать взаимной однозначности между понятием и его объектом.
Действительно, понятие есть модель инвариантных признаков многих объектов и, напротив, один объект служит источником образования различных понятий.
Понятия абстрактные и конкретные по-разному объективируются в зависимости от способа своего образования.
Так, конкретный дом - это здание с полным комплексом его атрибутов. Напротив, конкретная политика есть нечто одностороннее (в отличие от политики вообще), есть некоторая ограниченная область государственных отношений, выхваченная из исторической последовательности и представленная под определенным углом зрения и т.д.
Восприятие конкретного здания можно уподобить его отображению на фотографии (пусть в наипростейшем смысле). Но уже такое полуабстрактное-полуконкретное понятие, как д о м, есть логический синтез представлений о всевозможных жилищах, а также представлений о семье, о быте и т.п.
Для образования конкретного понятия достаточно простейшей интуиции. Такие же абстрактные понятия, как красота, дух, материя, политика и т.п. требуют для своего раскрытия и наполнения содержанием специальных знаний.
Примем к рассмотрению такое экзотическое понятие, как математическая формула. Формула, очевидно, ничем не напоминает фотографический отпечаток или иной подобный результат примитивного образования понятия. Здесь важно другое, а именно, инвариантность формул описывающих самые разные явления, что подтверждает тезис о независимости понятия от его денотата.
Так, известен принцип электрогидравлической аналогии, согласно которому электрические процессы описываются теми же математическими формулами, что и гидравлические и т.п.
Другой пример - понятие силы в физике, которое есть абстракция и от силы сжатой пружины, и от силы тяжести, и от силы удара, и от силы давления сжатого воздуха, и от силы трения, и от магнитной силы и т.д.
Определим теперь понятие политика. Его содержанием является управление государством, борьба за власть в государстве, процессы образования и распада государств, формы межгосударственных отношений и весь круг связанных с этим проблем.
Последние два примера показывают определенные различия в способах образования абстрактных понятий. Понятию "сила" присущ "атомарный" характер, поскольку оно суть инвариантный признак множества различных явлений. Напротив, понятие "политика" является собирательным, поскольку содержанием его служит вся совокупность событий и ситуаций, объединенных некой традицией.
Итак, мы видели, что такое понятие и почему изучение его выходит за рамки науки в метанауку гносеологию.
Смотрите также
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...