Научный практицизм
Проблемы философии общества / Социальная онтология начала и пределы / Научный практицизм
Страница 3

Из сказанного, между прочим, автоматически следует ошибочность, иллюзорность распространенной технократической идеи, согласно которой государством должны управлять люди науки.

Ряд вопросов вообще не может быть решен теоретически, ибо объективно отсутствуют алгоритмы их решения.

Так например, будущее не вполне присутствует в настоящем, поэтому столь проблематичен прогноз исхода войны или политической борьбы. Законы квантовой механики не позволяют предсказать точные координаты элементарной частицы при известном значении ее скорости, а теория вероятности не способна предсказать возможность единичного выигрыша и т.п.

Вообще, эти вопросы хорошо разработаны в математике, как-то: проблема разрешимости и проблема неполноты логики и пр.

Сопоставлять возможности, соизмеряя их с интересами своего положения, находить и принимать решения в н е зависимости от степени изученности вопроса, действовать, не имея точных знаний и при этом получать сообразный цели результат - это и есть практика.

Теперь рассмотрим практическую роль знаний с иной стороны. Наука является одной из участниц процесса, в котором стремление каждого к привилегированному общественному положению совместимо с тенденцией обвального усреднения. Первая тенденция аналогична процессу концентрации масс звездной материи, когда из размытой космической пыли образуются гигантские звезды.

Вторая - эквивалентна тенденции усреднения температур - так называемой, "тепловой смерти Вселенной".

Иными словами, здесь мы имеем дело с глобальными закономерностями, которые в общественном плане проявляются в межличностном, групповом, сословном, классовом, международном и т.п. согласии и противостоянии - тождестве и борьбе интересов.

Определение борьбы состоит в том, что действие одного вызывает сопротивление и контрдействие другого. Между прочим, борьба, вопреки бытующему мнению, не является движущей силой истории, но моментом, даже сущностью исторической инертности.

Действительно, именно необходимость преодоления социального сопротивления тормозит, растягивает во времени любые прогрессивные начинания и т.д.

Итак, история, как целостное понятие, как процесс согласия и борьбы, не подвластна философам, экономистам, политикам, физикам и др. Она не допускает непосредственного воздействия, что является фундаментом научно-исторического взгляда. Если бы было возможно прямое воздействие на историю в целом, то это должно было быть внеземное, божественное воздействие, тогда как человек - всего лишь "тело" этого процесса - активное и инертное одновременно.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...