Субъект желаний
Проблемы философии общества / Философия истории / Субъект желаний
Страница 1

То, что принято называть произволом, или желанием, как мы знаем, может иметь различные определения.

Если Вы, мой читатель, страстно желаете придать Земле форму чемодана и, проснувшись утром, полагаете услышать по радио, что э т о, наконец, сбылось, то такую, пассивную, форму желания мы исследовать не намерены.

Но если Вы усиленно молите бога, чтобы э т о произошло, или разработали проект очемоданивания Земли, или организовали на это людей, или сами взялись за лопату и приступили к выравниванию планеты, то Вы вправе ожидать наступления желаемого результата. При этом, вообще говоря, желаемый результат или наступит, или нет, или наступит частично, или будет прямо противоположен задуманному, или возникнет побочный эффект и т.п.

Итак, результат есть случайная функция желания. Но некоторые вещи не могут произойти б е з Вашего желания. Например, если Вы желаете написать хорошую книгу, то следует приложить, как минимум, усилия, чтобы просто ее написать. Но если Вы захотите, чтобы человечество узнало структуру элементарных частиц, то можете ничего для этого не делать, ибо эти исследования рано или поздно проведет кто-либо другой. (При этом, правда, может оказаться, что элементарные частицы вовсе не структурированы и т.д.).

С другой стороны, желание, в его обыденном понимании, не является единственным источником Ваших поступков, Ваших действований. Чаще всего Вы вынуждены поступать вопреки Вашему желанию: по желанию или нежеланию других людей или под давлением обстоятельств. Существует еще фатальное постоянное ни от чего не зависящее желание, например, голод, жажда, страсть и др.

Поэтому в расширенном понимании имеем следующие виды желания:

-желание по интересу /свободное желание/;

-желание по принуждению /по желанию других людей/; -желание по необходимости /под давлением обстоятельств/; -фатальное желание /физиологические потребности и пр./; Теперь мы подошли к трудному месту - выбору "системы отсчета" для переоценки ценностей. Действительно, с точки зрения человека, как субъекта, желание есть произвол; c точки же зрения жизненного процесса - так называемой объективности - желание есть необходимое проявление "всеобщего разума", как способ жизнедеятельности сотворенного природой человека.

Выбору точки зрения в обиходе, или системы отсчета в физике, в историческом плане соответствует определение "субъекта действия" -инициирующей силы.

Изучение общественной природы человека с точки зрения различных субъектов действия, находящихся на тех или иных структурообразующих уровней - вот платформа объективного познания истории. В качестве субъекта действия может выступать, например: -личностная сущность человека; -национальный менталитет;

-видовая природа человека (отличительные особенности человеческой популяции в сравнении с другими животными);

-животная природа человека (физиологические, рефлекторные, эмоциональные и прочие внеразумные свойства);

-общебиологическая природа (человек как явление живой природы);

-"всеобщий разум" .

Следует отметить, что нет ничего экстраординарного в том, чтобы рассматривать поведение человека с общебиологической точки зрения или еще более общих и более глубоких позиций, ибо известно, что весьма отдаленный субъект действия может быть причиной самых обыденных явлений, точно так же, как вращение Земли является причиной всех водоворотов, как магнитные бури на Солнце служат причиной сердечных приступов и т.п.

Но этот вопрос требует самостоятельной разработки. В то же время, каждая отдельная система отсчета, как средство, ведущее к познанию, более эффективна в "своей" области.

Для физики это общепризнанный тезис. Со времен Коперника за основу принята гелиоцентрическая система, но для разработки сети городского транспорта за систему отсчета принимают Землю и даже не всю Землю, а небольшой участок.

Так и в общественной жизни. Если Вы будете рассматривать некое предложение депутата парламента, не как выражение свободы воли данного субъекта, а как глас судьбы, как то, что заложено в его физиологии, характере, воспитании, информационном окружении и т.п., то вряд ли Вы преуспеете в этом направлении.

С другой стороны, бесплодными окажутся Ваши потуги, если переход от десятитысячелетнего рабства к феодализму Вы "спишите" на счет свободно выявленного желания нескольких лиц или пусть даже спонтанного и случайного волеизъявления всего человечества.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...