Чему учит исторический опыт?
Проблемы философии общества / Философия истории / Чему учит исторический опыт?
Страница 1

Ценность исторических знаний состоит в том, что они, являя собой некое откровение человеческой природы, обостряют политическое чутье, служат упражнением для социологического мышления и т.д., то есть имеют прикладной характер.

Но что всегда оказывается безуспешным, так это попытка использовать исторический опыт непосредственно.

Причина неуспеха заключается, прежде всего, в том, что на разных этапах истории схожие причины влекут различные, на удивление, последствия. Действительно, реальное событие есть комплексный результат великого множества фактически существующих причин, тогда как бросаются в глаза и сохраняются в памяти потомства лишь некоторые из них.

Поэтому, обнаружив для некоторой современной ситуации аналог в историческом прошлом, можно впасть в иллюзию, что следует ожидать соответствующих последствий в настоящем.

В этом состоит закон неповторимости причин. Напротив, для близких исторических периодов действует, согласно вышеприведенным рассуждениям, закон подобия причинно-следственных связей.

Поучительны в этом смысле польские события 80-ых годов ХХ в., связанные с политической активностью профсоюза "Солидарность". Действительно, учитывая предшествующие им аналогичные события в Венгрии и Чехословакии, повлекшие за собой ввод советских войск в эти страны, следовало ожидать таких же действий СССР в отношении Польши.

Однако . не случилось. Налицо, казалось бы, имеем действие закона неповторимости причин.

Но восстание потерпело неудачу (как это было в Венгрии и Чехословакии). Как впоследствии стало известно, вторжение все же было, но не армии, а тайных служб Государственной Безопасности Советского Союза, приобретших к тому времени достаточную мощь для политического манипулирования.

Налицо действие закона подобия каузальных связей. Еще примеры. Парижская Коммуна потерпела поражение, а Великая Октябрьская революция одержала убедительную победу (закон неповторимости причин).

При этом революционная волна прокатилась одновременно по ряду слаборазвитых стран Европы: Венгрии, Германии, Франции (закон подобия).

Но существует еще одна причина того, что "история ничему не учит" - это необходимость правительства действовать не так, как ему бы хотелось (учитывая "ошибки" исторического опыта), но как того требует реальная ситуация (то есть, повторяя эти "ошибки" снова и снова). Но это уже другая тема.

Поскольку история не дается нам в повседневной жизни, а исторические факты познаются путем специального изучения, как и научные факты, постольку возникает иллюзия, что исторические знания и есть научные знания, т.е. истинные знания.

Принято поэтому считать, что факты истории могут служить неким откровением, неким готовым абсолютным знанием, которое, как и любое практическое знание, может стать пригодным в обыденной и политической деятельности, может претендовать на роль "учебника жизни".

С другой стороны, несмотря на нелепость вышеуказанных выводов, изучение истории, позволяет использовать колоссальный набор фактов человеческих отношений как базис, как среду и объект для научных исследований, как-то: политических, экономических, этнографических, культурных и т.п.

Без использования исторических фактов общественные науки просто не могли бы существовать и, даже, не могли бы возникнуть. В то же время, история не может служить единственным источником социологических знаний.

Как химия, астрономия и пр. нашли свою основу в физике, так и общественные знания должны найти опору в биологии. Однако сегодняшняя социология по-прежнему пытается проследить и описать исторический процесс без того, чтобы понять место человеческой популяции в биологическом процессе.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...