Ниша общественного поведения
Проблемы философии общества / Этика / Ниша общественного поведения
Страница 1

Задача исследователя, в отличие от проповедника, заключается не в том, чтобы самому ответить на моральный вопрос, но изучить, проанализировать происхождение этого вопроса, выяснить, как на него отвечают разные категории людей.

В многогранной этической проблематике мы выделим следующие направления:

-проблему существования морали, как таковой;

-проблему выбора: кто, какую жертву и во имя чего способен принести;

-проблему морального чувства: виновности, ответственности, локу-са контроля - в общем, совести;

-оценку поведения личности через аксиологические категории "хорошо-плохо";

-релятивизм и ограниченность таких этических понятий, как гуманизм, порядочность, честность, справедливость, патриотизм и т.п. Сюда же относятся разнообразные этические системы и формы: врачебная, производственная, научная, рыночная, семейная, офицерская, батальная, политическая, правовая и др.;

-мораль как требование общества к поведению личности: закрепление у личности положительных или отрицательных эмоций, как реакции на определенные поступки;

-государственное воспитание моральных чувств как средство угнетения народных масс.

Остановимся на таком атрибуте морали, как свобода выбора. Если личность способна отказаться от своей выгоды, пойти на невосполнимые жертвы, решиться на преодоление неких препятствий, не имея от этого никакой пользы, - такой образ поведения мы назовем жертвенной моралью.

Человек может жертвовать своим здоровьем, благополучием, карьерой, свободой, престижем, своим временем, жизнью и др.

Для этого, конечно, могут потребоваться те или иные акцентуации характера, как то: чувство собственного достоинства, чувство любви, чувство сопереживания, долга .

Так например, разведчик крадет государственные секреты, рискуя своей жизнью, но не имея от этого никакой выгоды /в отличие от вора-уголовника/.

Напротив, если личность не намерена ничем жертвовать - ни актуальной выгодой, ни потенциальной, невзирая на возможное возмещение своих утрат, - такой образ поведения назовем защитной моралью.

Так действует вор, не желающий, естественно, ничем платить за украденное. Так поступает владелец предприятия, который сокращает часть работников и за счет высвободившихся средств увеличивает размер своих дивидендов и пр.

Наконец, существует соразмерная мораль, когда субъект готов жертвовать одним во имя другого.

Так, личность может отказаться от той или иной своей выгоды из-за боязни "ока божьего", или из-за боязни возможных санкций, или в целях сохранения личного здоровья, или для подготовки себя к "легкой смерти" и т.д. Это могут быть не только личностные, но общественные поступки, например, принятие военачальником решения о, так называемой, "разведке боем", когда приносят в жертву несколько тысяч бойцов, чтобы спасти от гибели десятки тысяч. Аналогичный пример - принятие решения об установлении вооруженного карантинного кордона вокруг очага эпидемии, чтобы, умышленно жертвуя многими еще не зараженными людьми внутри очага, спасти много больше вне карантинной зоны, или, наоборот, спасти самого себя, жертвуя многими и т.д.

Мы хотим обратить внимание читателя на то, что настоящий подход вовсе игнорирует вопрос моральных ценностей: что есть "хорошо", а что "плохо".

Так, теория "разумного эгоизма", гласящая, что не следует другим делать того (плохого), чего не пожелаешь себе, носит логически замкнутый характер и вполне укладывается в аксиологическую концепцию. Но если взглянуть на этот вопрос не формально, а по существу, то открывается и другая возможность: если делать другим "плохо", то Вам, возможно, будет еще лучше и т.д.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Две особенности русского марксизма
...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...