Ниша общественного поведения
Проблемы философии общества / Этика / Ниша общественного поведения
Страница 3

Подытоживая сказанное, несмотря на бесполезную многозначность и имманентную лживость моральных постулатов, мы не отрицаем мораль как таковую, но мы отрицаем всеобщность, единственность и исключительность морали.

Наш читатель должен понимать, что отрицать существование морали (морального чувства, морального воззрения и др.) было бы равносильно отрицанию религии и веры, спутав реальные общественные феномены с предметом их веры - бытием бога. Аналогичным образом, исследователь не вправе отрицать национальное самосознание как таковое, хотя считает абсурдными идеи национальной всеобщности и национальной исключительности.

Более того, мы думаем, что само понятие этики возникло как отражение межличностных противоречий, а так же противостояния личности и общества.

Единственно общим моментом всех этик, на наш взгляд, является их консерватизм. Ведь любая этика рекомендует, советует, требует неукоснительно следовать раз и навсегда избранным принципам.

В то же время, известно, что навязчивое следование одним и тем же принципам должно привести к логическим противоречиям и бессмыслице.

Рассмотрим в качестве поясняющего примера, как сочетаются принципы нерушимости границ с принципиальным правом наций на самоопределение. Сами по себе это очень "хорошие", высоконравственные принципы. Но пусть длительное время происходила миграция из менее благополучной страны в соседнюю - более благополучную, так что в последней образуется регион компактного проживания людей одной национальности. Если этот регион станет претендовать на самоопределение, то это одновременно будет нарушением принципа нерушимости границ (Косово в Югославии, Карабах в Азербайджане, Крым в Украине и др.).

Поэтому в подобных ситуациях заинтересованные государства вынуждены действовать, исходя из своих особых неформализованных, внеморальных интересов, хотя и желали бы придерживаться международных принципов.

И, опять-таки, указанный "дефект" не устраняет мораль, как таковую, так же, как фактор неполноты арифметики не отрицает арифметику самое по себе, а существование логических парадоксов не отрицает логику и т.д.

Таким образом, ортодоксальность и беспринципность - граничные понятия этики - многомерного среза человеческих отношений.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...