Подытоживая сказанное, несмотря на бесполезную многозначность и имманентную лживость моральных постулатов, мы не отрицаем мораль как таковую, но мы отрицаем всеобщность, единственность и исключительность морали.
Наш читатель должен понимать, что отрицать существование морали (морального чувства, морального воззрения и др.) было бы равносильно отрицанию религии и веры, спутав реальные общественные феномены с предметом их веры - бытием бога. Аналогичным образом, исследователь не вправе отрицать национальное самосознание как таковое, хотя считает абсурдными идеи национальной всеобщности и национальной исключительности.
Более того, мы думаем, что само понятие этики возникло как отражение межличностных противоречий, а так же противостояния личности и общества.
Единственно общим моментом всех этик, на наш взгляд, является их консерватизм. Ведь любая этика рекомендует, советует, требует неукоснительно следовать раз и навсегда избранным принципам.
В то же время, известно, что навязчивое следование одним и тем же принципам должно привести к логическим противоречиям и бессмыслице.
Рассмотрим в качестве поясняющего примера, как сочетаются принципы нерушимости границ с принципиальным правом наций на самоопределение. Сами по себе это очень "хорошие", высоконравственные принципы. Но пусть длительное время происходила миграция из менее благополучной страны в соседнюю - более благополучную, так что в последней образуется регион компактного проживания людей одной национальности. Если этот регион станет претендовать на самоопределение, то это одновременно будет нарушением принципа нерушимости границ (Косово в Югославии, Карабах в Азербайджане, Крым в Украине и др.).
Поэтому в подобных ситуациях заинтересованные государства вынуждены действовать, исходя из своих особых неформализованных, внеморальных интересов, хотя и желали бы придерживаться международных принципов.
И, опять-таки, указанный "дефект" не устраняет мораль, как таковую, так же, как фактор неполноты арифметики не отрицает арифметику самое по себе, а существование логических парадоксов не отрицает логику и т.д.
Таким образом, ортодоксальность и беспринципность - граничные понятия этики - многомерного среза человеческих отношений.
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...