Подытоживая сказанное, несмотря на бесполезную многозначность и имманентную лживость моральных постулатов, мы не отрицаем мораль как таковую, но мы отрицаем всеобщность, единственность и исключительность морали.
Наш читатель должен понимать, что отрицать существование морали (морального чувства, морального воззрения и др.) было бы равносильно отрицанию религии и веры, спутав реальные общественные феномены с предметом их веры - бытием бога. Аналогичным образом, исследователь не вправе отрицать национальное самосознание как таковое, хотя считает абсурдными идеи национальной всеобщности и национальной исключительности.
Более того, мы думаем, что само понятие этики возникло как отражение межличностных противоречий, а так же противостояния личности и общества.
Единственно общим моментом всех этик, на наш взгляд, является их консерватизм. Ведь любая этика рекомендует, советует, требует неукоснительно следовать раз и навсегда избранным принципам.
В то же время, известно, что навязчивое следование одним и тем же принципам должно привести к логическим противоречиям и бессмыслице.
Рассмотрим в качестве поясняющего примера, как сочетаются принципы нерушимости границ с принципиальным правом наций на самоопределение. Сами по себе это очень "хорошие", высоконравственные принципы. Но пусть длительное время происходила миграция из менее благополучной страны в соседнюю - более благополучную, так что в последней образуется регион компактного проживания людей одной национальности. Если этот регион станет претендовать на самоопределение, то это одновременно будет нарушением принципа нерушимости границ (Косово в Югославии, Карабах в Азербайджане, Крым в Украине и др.).
Поэтому в подобных ситуациях заинтересованные государства вынуждены действовать, исходя из своих особых неформализованных, внеморальных интересов, хотя и желали бы придерживаться международных принципов.
И, опять-таки, указанный "дефект" не устраняет мораль, как таковую, так же, как фактор неполноты арифметики не отрицает арифметику самое по себе, а существование логических парадоксов не отрицает логику и т.д.
Таким образом, ортодоксальность и беспринципность - граничные понятия этики - многомерного среза человеческих отношений.
Смотрите также
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
Глобальные проблемы современности
...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...