Дезорганизация - момент развития
Проблемы философии общества / Политология / Дезорганизация - момент развития

Поговорим здесь о фатальной кризисности общественных отношений в период комплексной (революционной) перестройки общества.

Чтобы изменить направленность движения - пусть даже в самом примитивном физическом смысле - сначала необходимо остановить движение тела в первоначальном направлении.

Аналогичным образом, для того, чтобы изменить общественный порядок, комплексно изменить организацию общества, необходимо сначала упразднить старый порядок, то есть приложить усилия для полной дезорганизации существующего общественного строя.

Революционные - комплексные - преобразования общества по своему определению невозможны без предварительного развала управленческих структур, влекущего правовое бессилие государства, без наступления анархии во всех сферах общественных отношений: политических, экономических, семейных, культурных, научных, нравственных и т.п.

Вообще, правильно будет сказать, что общественный процесс есть цепь, состоящая из звеньев разрушения и воссоздания общественных отношений как таковых.

Поэтому вызывают недоумение и недоверие те политики, которые намереваются создавать новое общество путем простой трансформации существующего экономического потенциала и безболезненного преобразования государственных институтов без их полной остановки, минуя этап полного прекращения их функционирования.

Такой совершенно вымышленный путь общественных преобразований обычно называют "эволюционным", вкладывая в это понятие не столько идею постепенности (свойственную периоду развития существующих отношений), сколько надежду на безболезненность преобразований.

В действительности же такая позиция активных политиков, невзирая ни на какие увещевания, приводит к затяжке назревших преобразований, влекущей за собой повышенный физический и моральный износ средств производства и обострение политического кризиса, что само по себе неизбежно подталкивает к организационному развалу экономики.

Таким образом, момент противодействия новому является атрибутом его становления.

Отметим, что именно тогда, когда промышленность оказывается способной выпускать наибольшее количество товаров, становится ясным, что за благие устремления общество заплатило неустранимым отставанием темпов морального возобновления средств производства, необходимых для поддержания стабильности воспроизводства.

Но все сказанное было бы невероятным, если бы оказалось таким однозначным.

Новое может развиваться и сосуществовать со старым весьма длительное время. Более того, именно этот фактор является непременным условием того, что после серии "безрезультатных" кризисов общественная структура принимает, наконец, целиком именно ту структуру, которая длительное время существовала как побочное явление. Пример тому - полутысячелетнее развитие капитализма в Европе.

Обратимся к последствиям общественных кризисов. Нам представляется, что в процессе преодоления политико-экономического кризиса, то есть в процессе восстановления распавшихся хозяйственных и прочих общественных связей, общество проходит заново все ступени социальной лестницы, подобно тому, как это происходит в биологии, когда эмбрион воспроизводит в своем индивидуальном (онтогенетическом) развитии исторические (филогенетические) формы своего вида.

Действительно, последствия кризиса прежде всего знаменуются распадом государства на составные части, а также национальным, этническим, религиозным, классовым противостоянием; затем последовательно возникают квазирабовладельческие отношения (в форме тоталитаризма, фашистской диктатуры с концентрацией рабов в "лагерях смерти", в виде самоизоляции государства и закреплении полурабов в деревне и городе и др.); после этого режим "смягчается" с постепенным переходом к отношениям, сформировавшимся в новейшей истории и пр.

Итак, мы показали, что дезорганизация общества является необходимым моментом его реорганизации, результатом развития, его начальным этапом и причиной.

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...