Общественный посредник или вавилонское столпотворение
Проблемы философии общества / Политическая экономия / Общественный посредник или вавилонское столпотворение
Страница 2

Поэтому, при равных прочих условиях, более устойчивыми оказываются такие формы государственности, в которых государство берет на себя лишь часть посреднических функций, хотя и не отказывается от них совсем.

Широко распространено мнение, что феномен возникновения государств есть прямое следствие "внутренних" процессов: общественных явлений, происходящих внутри "исходных" княжеств, процессов их объединения (завоевания, подчинения) и пр. Но поставим вопрос шире: "Какова необходимость возникновения социальных доменов вообще -будь то племена, княжества, древние или современные государства?" Достаточно обратить внимание на то, что атрибутивным признаком любого домена является наличие агрессивно-оборонительного института - армии, чтобы отбросить идею "внутреннего" формирования домена в пользу идеи одновременного размежевания большой группы слабо организованных индивидуумов на отдельные противостоящие друг другу общественные домены. Ведь армия (любая другая организация войска) не может существовать при отсутствии внешнего противника.

Человеческому обществу, как мы это понимаем, свойственны обе тенденции: хозяйственное объединение людей, связанное с совместной деятельностью, разделением труда, трудораспределением и про-дуктораспределением - это во-первых, и выросшая на этой почве межличностная борьба (изначально беспощадная), противостоящая причине своего возникновения, то есть экономическому развитию. Следствием этого является процесс постоянного "вытеснения" наиболее агрессивных форм противоборства из хозяйственной сферы вовне путем спонтанного расчленения общества на противостоящие друг другу военизированные домены с одновременным формированием внутренних войск - полиции /милиции/ или совмещающей обе функции княжеской дружины и т.п.

Из сказанного немедленно следует, что не этническое единство служит стержнем государственного образования, но наоборот, размежевание общества на общественные домены стало причиной их замкнутого развития, причиной возникновения языковых, конституциональных и прочих расово-национальных особенностей.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...