Общественный посредник или вавилонское столпотворение
Проблемы философии общества / Политическая экономия / Общественный посредник или вавилонское столпотворение
Страница 2

Поэтому, при равных прочих условиях, более устойчивыми оказываются такие формы государственности, в которых государство берет на себя лишь часть посреднических функций, хотя и не отказывается от них совсем.

Широко распространено мнение, что феномен возникновения государств есть прямое следствие "внутренних" процессов: общественных явлений, происходящих внутри "исходных" княжеств, процессов их объединения (завоевания, подчинения) и пр. Но поставим вопрос шире: "Какова необходимость возникновения социальных доменов вообще -будь то племена, княжества, древние или современные государства?" Достаточно обратить внимание на то, что атрибутивным признаком любого домена является наличие агрессивно-оборонительного института - армии, чтобы отбросить идею "внутреннего" формирования домена в пользу идеи одновременного размежевания большой группы слабо организованных индивидуумов на отдельные противостоящие друг другу общественные домены. Ведь армия (любая другая организация войска) не может существовать при отсутствии внешнего противника.

Человеческому обществу, как мы это понимаем, свойственны обе тенденции: хозяйственное объединение людей, связанное с совместной деятельностью, разделением труда, трудораспределением и про-дуктораспределением - это во-первых, и выросшая на этой почве межличностная борьба (изначально беспощадная), противостоящая причине своего возникновения, то есть экономическому развитию. Следствием этого является процесс постоянного "вытеснения" наиболее агрессивных форм противоборства из хозяйственной сферы вовне путем спонтанного расчленения общества на противостоящие друг другу военизированные домены с одновременным формированием внутренних войск - полиции /милиции/ или совмещающей обе функции княжеской дружины и т.п.

Из сказанного немедленно следует, что не этническое единство служит стержнем государственного образования, но наоборот, размежевание общества на общественные домены стало причиной их замкнутого развития, причиной возникновения языковых, конституциональных и прочих расово-национальных особенностей.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...