2. Основы философского мировоззрения
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского / 2. Основы философского мировоззрения
Страница 3

Ставя проблему таким образом, Чернышевский далеко не решает ее, однако перед ним открывается более широкая перспектива осмысления гносеологических проблем в свете их социальной обусловленности. В частности, сознание оказывается истинным или неистинным перед лицом не абсолютного и неизменного бытия, а исторически изменяющейся действительности. Проблема, следовательно, заключается в том, чтобы установить, какие идеи данной эпохи являются подлинными и почему, и тем самым отделить их от идей ложных. При этом ложным является то сознание, которое по типу своей ориентации отстает от новой действительности, заслоняет ее с помощью устаревших категорий и ходов мышления.

К гносеологической проблематике Чернышевский непосредственно обращается в 70- 80-х гг. XIX в. в связи с распространением в среде естествоиспытателей агностицизма. Сначала в сибирских письмах к сыновьям, а затем в предисловии к 3-му изданию "Эстетических отношений искусства к действительности" он резко выступает против естествоиспытателей, утверждавших, что "предметы действительно существующие . не познаваемы для нас", "что и самые законы мышления имеют лишь субъективное значение, что в действительности нет ничего такого, что представляется нам связью причины с действием, потому что нет ни предыдущего, ни последующего, нет ни целого, ни частей, и так далее и так далее". Это, вне сомнения, материалистическая позиция. Аргументация Чернышевского - его защита объективности познания, противопоставление точки зрения естествознания агностицизму и т. п. - идет в целом по линии традиционного материализма, не учитывающего тот диапазон проблем, с которыми столкнулась наука и философия во второй половине XIX в. Когда речь идет об исследовании специфики сознания, апелляция к факту зависимости человеческих знаний от человеческой природы, как таковой, мало что дает. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 11. С. 209. Там же. Т. 2. С 125. Фейербах Л. Избр. филос. произв.: В. 2 т. М., 1955. Т. 1.С. 95. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т Т.2. С. 115. Там же. Т. 5. С. 363. Там же. Т. 3. С. 207. Там же. Т. 16. С. 174. Там же. Т. 3. С. 208. Там же. Т. 7. С. 254. Там же. Т. 3. С. 208. Там же. С. 179. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 2. С. 125.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...