2. "Мыслящий реализм" Д. И. Писарева
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философские идеи единомышленников Н. Г. Чернышевского / 2. "Мыслящий реализм" Д. И. Писарева
Страница 3

Статья Писарева "Схоластика XIX века" была направлена против всякой "умозрительной философии", которую он представлял себе в виде культурного фундамента дореформенной эпохи. Очерчивая контуры новой, пореформенной демократической контркультуры, Писарев указывает на "канонику материализма" как на самое важное ее основание. Эта "каноника" "свежего и здорового материализма" основывается, с его точки зрения, прежде всего на сенсуализме, ибо "очевидность есть лучшее ручательство действительности". В "Схоластике XIX века" впервые была выражена нигилистическая позиция Писарева по отношению к философии. Но здесь им не было раскрыто собственное понимание философского знания, поскольку оно, по сути дела, отождествлялось с опытным, научным знанием, с той лишь разницей, что за философией признавалась особая социально-критическая функция.

В программной статье "Реалисты" (1864) главной мировоззренческой основой нового поколения названа вся "сила современного естествознания", при этом особенно подчеркивается значение наук, которые "занимаются изучением всех видимых явлений": астрономии, физики, химии, физиологии, ботаники, зоологии, географии и геологии. Свое собственное мировоззрение Писарев определяет как "реализм" ("реалистическая критика" или "мыслящий реализм"), основанный на "принципах естественных наук". Он выделяет особого рода скептицизм, названный "экономией мышления", который организует познавательный процесс на основе "расчета" и "пользы", развивает социально полезное научное знание и отсекает идеалистическую метафизику, представляющую собой "бесцельную роскошь".

Но Писарев отнюдь не противник изучения философии в ее истории, поскольку она участвовала в создании "картины цивилизации", содействовала "развитию бытовых форм и жизненных отношений" Такова историческая роль идей античности, особенно Эпикура, Аристотеля, римского стоицизма, высоко ценимой им средневековой арабской философии, тесно связанной с наукой и подготавливавшей новоевропейскую цивилизацию. Взгляд Писарева на арабскую философию отличался новизной и оригинальностью. Он первым среди шестидесятников обратился к наследию классической арабской философии (Ибн Сина, аль-Фараби, Ибн Рошд и др.), особенно выделяя ее религиозное свободомыслие на фоне средневековой католической ортодоксии. Арабской философии посвящена большая часть статьи "Историческое развитие европейской мысли" (1864). Критик показал также, что арабо-мусульманское Возрождение прямо предшествовало западноевропейскому и передало последнему свои идеи через посредство средневековой Испании

Однако эпохи, когда философия, изменяя цивилизацию, "электрическим током проходит через тысячи работающих голов", очень редки в истории. Последняя из этих эпох - европейское, особенно французское Просвещение XVIII в., которому посвящается специальная статья "Популяризаторы отрицательных доктрин" (1866). Согласно Писареву, поколение "мыслящих реалистов" поэтому должно взять за образец опыт французских философов по антифеодальной перестройке общественных учреждений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...