2. "Мыслящий реализм" Д. И. Писарева
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философские идеи единомышленников Н. Г. Чернышевского / 2. "Мыслящий реализм" Д. И. Писарева
Страница 6

Эстетика. Третьей стороной "реализма" Писарева являются его эстетические воззрения - наиболее спорная и чаще всего критикуемая за нигилистические перехлесты сфера его деятельности. Даже близкий по духу М. А. Антонович осуждал критика за отрицание эстетики, и полемика между "Русским словом" и "Современником", получившая название "раскола в нигилистах", велась главным образом вокруг эстетической проблематики.

Так называемый "антиэстетизм", безусловно, наложил отпечаток на взгляды Писарева на искусство, однако это не огульное и беспорядочное отрицание искусства ради самого отрицания. "Антиэстетизм" - своеобразная эстетическая и "реалистическая" позиция, понимание которой возможно лишь в контексте условий 60-х гг. "Реализм" охватывает как собственно философскую, так и эстетическую концепции Писарева. Чрезмерно расширительно толкуя слово "эстетика", критик часто относил к "эстетикам" всех противников реалистического миропонимания, всех сторонников философского идеализма и даже политического консерватизма. Основанием для критики Писарева часто служили упомянутые терминологические отступления от нормы, способствовавшие закреплению за ним репутации разрушителя всего и вся, не утверждавшего никаких положительных ценностей.

В статьях "Схоластика XIX века", "Разрушение эстетики" (1865) и др. Писарев высказал ряд нигилистических положений, которые, по сути дела, отрицали необходимость построения эстетической теории. Считая идеалистические представления о "бессознательном творчестве" и "абсолютной красоте" вымыслом, он выдвинул тезис о том, что "понятие красоты лежит в личности ценителя, а не в самом предмете". С его точки зрения, индивидуальность эстетического восприятия объясняется особенностями человеческого организма. В связи с этим "у каждого отдельного человека образуется своя собственная эстетика, и, следовательно, общая эстетика, приводящая личные вкусы к обязательному единству, становится невозможной".

Писарев считал, что строгая эстетическая теория "непременно ведет к стеснению личности", к ограничению творческой инициативы, к привлечению в литературу и критику бездарностей, которые "никогда не откажутся от теории", потому что им "необходим критериум, на котором можно было бы строить свои приговоры, необходима надежная стена, к которой можно было бы прислониться". Поддерживая мысль Чернышевского о том, что прекрасное в жизни выше прекрасного в искусстве, Писарев утверждал, однако, что познание прекрасного с позиций эстетики невозможно, а доступно лишь "мыслящему человеку", опирающемуся на данные различных наук и на свой жизненный опыт.

Особенно большое внимание Писарев уделял вопросу об общественной роли искусства. Но здесь его мысль не свободна от утилитаризма. По отношению к произведениям искусства, считает Писарев, следует тщательно соблюдать принцип "экономии умственных сил". Точка зрения "наибольшей полезности" порождает у него утопическую идею о возможном слиянии искусства и науки в будущем, по существу, о растворении искусства в науке: " . высшая, прекраснейшая, самая человеческая задача искусства состоит именно в том, чтобы слиться с наукою и, посредством этого слияния, дать науке такое практическое могущество, которого она не могла бы приобрести исключительно своими собственными средствами".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...