Эстетика. Третьей стороной "реализма" Писарева являются его эстетические воззрения - наиболее спорная и чаще всего критикуемая за нигилистические перехлесты сфера его деятельности. Даже близкий по духу М. А. Антонович осуждал критика за отрицание эстетики, и полемика между "Русским словом" и "Современником", получившая название "раскола в нигилистах", велась главным образом вокруг эстетической проблематики.
Так называемый "антиэстетизм", безусловно, наложил отпечаток на взгляды Писарева на искусство, однако это не огульное и беспорядочное отрицание искусства ради самого отрицания. "Антиэстетизм" - своеобразная эстетическая и "реалистическая" позиция, понимание которой возможно лишь в контексте условий 60-х гг. "Реализм" охватывает как собственно философскую, так и эстетическую концепции Писарева. Чрезмерно расширительно толкуя слово "эстетика", критик часто относил к "эстетикам" всех противников реалистического миропонимания, всех сторонников философского идеализма и даже политического консерватизма. Основанием для критики Писарева часто служили упомянутые терминологические отступления от нормы, способствовавшие закреплению за ним репутации разрушителя всего и вся, не утверждавшего никаких положительных ценностей.
В статьях "Схоластика XIX века", "Разрушение эстетики" (1865) и др. Писарев высказал ряд нигилистических положений, которые, по сути дела, отрицали необходимость построения эстетической теории. Считая идеалистические представления о "бессознательном творчестве" и "абсолютной красоте" вымыслом, он выдвинул тезис о том, что "понятие красоты лежит в личности ценителя, а не в самом предмете". С его точки зрения, индивидуальность эстетического восприятия объясняется особенностями человеческого организма. В связи с этим "у каждого отдельного человека образуется своя собственная эстетика, и, следовательно, общая эстетика, приводящая личные вкусы к обязательному единству, становится невозможной".
Писарев считал, что строгая эстетическая теория "непременно ведет к стеснению личности", к ограничению творческой инициативы, к привлечению в литературу и критику бездарностей, которые "никогда не откажутся от теории", потому что им "необходим критериум, на котором можно было бы строить свои приговоры, необходима надежная стена, к которой можно было бы прислониться". Поддерживая мысль Чернышевского о том, что прекрасное в жизни выше прекрасного в искусстве, Писарев утверждал, однако, что познание прекрасного с позиций эстетики невозможно, а доступно лишь "мыслящему человеку", опирающемуся на данные различных наук и на свой жизненный опыт.
Особенно большое внимание Писарев уделял вопросу об общественной роли искусства. Но здесь его мысль не свободна от утилитаризма. По отношению к произведениям искусства, считает Писарев, следует тщательно соблюдать принцип "экономии умственных сил". Точка зрения "наибольшей полезности" порождает у него утопическую идею о возможном слиянии искусства и науки в будущем, по существу, о растворении искусства в науке: " . высшая, прекраснейшая, самая человеческая задача искусства состоит именно в том, чтобы слиться с наукою и, посредством этого слияния, дать науке такое практическое могущество, которого она не могла бы приобрести исключительно своими собственными средствами".
Смотрите также
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...