Эстетика. Третьей стороной "реализма" Писарева являются его эстетические воззрения - наиболее спорная и чаще всего критикуемая за нигилистические перехлесты сфера его деятельности. Даже близкий по духу М. А. Антонович осуждал критика за отрицание эстетики, и полемика между "Русским словом" и "Современником", получившая название "раскола в нигилистах", велась главным образом вокруг эстетической проблематики.
Так называемый "антиэстетизм", безусловно, наложил отпечаток на взгляды Писарева на искусство, однако это не огульное и беспорядочное отрицание искусства ради самого отрицания. "Антиэстетизм" - своеобразная эстетическая и "реалистическая" позиция, понимание которой возможно лишь в контексте условий 60-х гг. "Реализм" охватывает как собственно философскую, так и эстетическую концепции Писарева. Чрезмерно расширительно толкуя слово "эстетика", критик часто относил к "эстетикам" всех противников реалистического миропонимания, всех сторонников философского идеализма и даже политического консерватизма. Основанием для критики Писарева часто служили упомянутые терминологические отступления от нормы, способствовавшие закреплению за ним репутации разрушителя всего и вся, не утверждавшего никаких положительных ценностей.
В статьях "Схоластика XIX века", "Разрушение эстетики" (1865) и др. Писарев высказал ряд нигилистических положений, которые, по сути дела, отрицали необходимость построения эстетической теории. Считая идеалистические представления о "бессознательном творчестве" и "абсолютной красоте" вымыслом, он выдвинул тезис о том, что "понятие красоты лежит в личности ценителя, а не в самом предмете". С его точки зрения, индивидуальность эстетического восприятия объясняется особенностями человеческого организма. В связи с этим "у каждого отдельного человека образуется своя собственная эстетика, и, следовательно, общая эстетика, приводящая личные вкусы к обязательному единству, становится невозможной".
Писарев считал, что строгая эстетическая теория "непременно ведет к стеснению личности", к ограничению творческой инициативы, к привлечению в литературу и критику бездарностей, которые "никогда не откажутся от теории", потому что им "необходим критериум, на котором можно было бы строить свои приговоры, необходима надежная стена, к которой можно было бы прислониться". Поддерживая мысль Чернышевского о том, что прекрасное в жизни выше прекрасного в искусстве, Писарев утверждал, однако, что познание прекрасного с позиций эстетики невозможно, а доступно лишь "мыслящему человеку", опирающемуся на данные различных наук и на свой жизненный опыт.
Особенно большое внимание Писарев уделял вопросу об общественной роли искусства. Но здесь его мысль не свободна от утилитаризма. По отношению к произведениям искусства, считает Писарев, следует тщательно соблюдать принцип "экономии умственных сил". Точка зрения "наибольшей полезности" порождает у него утопическую идею о возможном слиянии искусства и науки в будущем, по существу, о растворении искусства в науке: " . высшая, прекраснейшая, самая человеческая задача искусства состоит именно в том, чтобы слиться с наукою и, посредством этого слияния, дать науке такое практическое могущество, которого она не могла бы приобрести исключительно своими собственными средствами".
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...