3. Философско-публицистическое творчество М. А. Антоновича
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философские идеи единомышленников Н. Г. Чернышевского / 3. Философско-публицистическое творчество М. А. Антоновича
Страница 2

Философия природы. Природа интересовала Антоновича только как базис человека. Открыто заявив о своем враждебном отношении ко всякому философскому идеализму, он энергично пропагандировал материалистические взгляды на "весь мир", Вселенную, космос в широком смысле как "все существующее" и на космос в узком смысле слова - на физический, вещественный космос, макрокосмос, а также на микрокосмос - "невещественный, моральный мир человека", подчеркивая при этом общую материальность беспредельного космоса и вечной вселенной, единство законов природы, присущих вещам и явлениям. Оперируя в ряде работ понятиями "вещество" и "сила" как исчерпывающими всю полноту бытия, все существующее, Антонович пришел со временем к выводу, что, "строго говоря, нет ни материи, ни сил, а есть только движущаяся материя или есть собственно материя; то, что движется вещество, а движение ее есть то, что прежде называли силой, и все различные силы, принимаемые физикою, суть не что иное, как различные виды движения или сотрясения частиц обыкновенной материи". Законы движения и развития в природе Антонович толковал эволюционно, настаивая на постепенности всяких переходов между явлениями.

Защита дарвинизма - одна из важных составных частей занятий Антоновича "философией естествознания". В 1896 г. вышел его большой труд "Чарльз Дарвин и его теория". Солидаризируясь с К. А. Тимирязевым в трактовке дарвинизма и соглашаясь с определением Дарвина как Коперника биологических наук, он особо подчеркивал общефилософское значение выводов из специально научных трудов великого естествоиспытателя для преодоления метафизических и теологических представлений, для утверждения идеи единства всего сущего, духа и материи, распространения принципа эволюции за пределы естествознания и, как он полагал, для правильного истолкования "явлений психологического порядка в царстве растительном", для "ботанической психологии".

Гносеология. В сфере гносеологии Антонович - сторонник материалистического сенсуализма просветительского типа, основанного на достижениях естествознания XIX в., в частности на психологических и физиологических идеях И. М. Сеченова и Дж. Г. Льюиса. Согласно Антоновичу, генетически умственная деятельность слагается только из материалов, доставляемых чувствами; самые отвлеченные понятия и идеи суть лишь результат ощущений, "перегнанные чувственные восприятия", обобщенные отвлечения фактов; познавать человека заставляет внешний мир; первоначально познание - необходимое условие сохранения жизни человеческого организма, но и в дальнейшем жизнь является объективной целью знания; развитый ум имеет такую же жажду к знанию, как организм имеет жажду, например, к питью. Всячески настаивая на том, чтобы психология опиралась на физиологию, физику и вообще на естествознание, в чем Антонович усматривал ключ к проблемам генезиса знания и познания, он тем не менее не сводил познавательные методы к индуктивизму и лишь "до известной степени" считал возможным называть философию индуктивной наукой: дедукцию, умозаключения от общего к частному, объяснение из общего закона, Антонович также относил к необходимым "приемам мысли". В определенном смысле Антонович признавал практику верховным и единственным критерием и судьей теории; наилучшим способом изучения предмета он считал исторический способ.

Философия истории. Антонович делил историю человечества на две эпохи: "естественное состояние" и "гражданское общество". Целью существования человека признавалась полная, разумная, приятная, т. е. "естественная", жизнь, состоящая в удовлетворении всех потребностей человеческой природы, находящейся в гармонии и соответствии с жизнью всей остальной природы. Общий закон поступательного развития истории (возможность регресса Антонович отвергал) состоит, по его мнению, в движении к "свободе" для все большего количества людей, причем обогащается самое содержание "свободы": увеличиваются и усложняются моральные и материальные блага, "удобства" для жизни, улучшается их распределение, больше людей становится просвещенными, и самое просвещение становится выше; при помощи знания устраняются "неудобства", стесняющие жизнь людей. Поскольку условия и центр человеческой жизни - вопрос о пище, то законы общества главным образом занимаются "распределением пищи"; но "пищевые условия", вопрос о "хлебе едином" объясняют не всю историю; в число земных полезных для человека потребностей входят также "потребности головы и сердца" (потребности культуры) и "житейские политические дела", особенно вопросы политического и правового строя. Как и у всех просветителей-шестидесятников, у Антоновича демократизм слит с социализмом, но социалистические идеи (вопрос о капитале и труде, об отношении между рабочими и капиталистами, о социально-экономическом положении крестьян, вопрос об общине и др.) у него в отличие от просветителей XVIII в. имели большой удельный вес.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...