Как жизненный мир может стать темой науки после осуществления эпохе в отношении объективных наук? Принципиальное различение объективно-логического априори и априори жизненного мира
Классическая философия / Путь в феноменологическую трансцендентальную философию в вопрошании, идущем от предданного жизненного мира / Как жизненный мир может стать темой науки после осуществления эпохе в отношении объективных наук? Принципиальное различение объективно-логического априори и априори жизненного мира
Страница 2

Хотя мы уже отделили нашу проблему науки о жизненном мире от проблемы объективной науки, это соображение особенно интересно для нас потому, что мы, со школьной скамьи находясь в плену традиционной объективистской метафизики, поначалу вообще не имеем никакого доступа к идее универсального априори, относящегося чисто к жизненному миру. Нам прежде всего нужно принципиально отделить это последнее от сразу же подворачивающегося нам объективного априори. Именно этого отделения добивается первое эпохе в отношении всех объективных наук, если мы понимаем его еще и как эпохе в отношении всех объективно-априорных наук и дополняем только что приведенными соображениями. Соображения эти приводят нас также к тому фундаментальному усмотрению, что универсальное априори объективно-логической ступени — априори математических и всех прочих, в обычном смысле априорных наук — основывается на по себе более раннем универсальном априори, а именно на априори жизненного мира. Только через возвращение [Rekurs] к этому априори, которое должно быть развернуто в собственной априорной науке, наши априорные, объективно-логические науки смогут получить действительно радикальное, серьезное научное обоснование, которое безусловно требуется для них в этой ситуации.

По-другому мы можем также сказать: та якобы полностью самостоятельная логика, которую, по их собственному мнению,— и даже под титулом истинно научной философии — могут создать современные логисты, а именно логика как универсальная априорная фундаментальная наука для всех объективных наук есть всего лишь наивность. Ее очевидность лишена научного обоснования из универсального априори жизненного мира, которое она постоянно предполагает в виде чего-то само собой разумеющегося, чему никогда не было дано универсальной научной формулировки, что никогда не было приведено ко всеобщности сущностного научного познания. Только когда появится эта радикальная основная наука, упомянутая логика сама сможет стать наукой. Пока этого не произошло, она лишена всякой основы и висит в воздухе, оставаясь при этом настолько наивной, что не может даже осознать ту задачу, которая присуща всякой объективной логике, всякой априорной науке в обычном смысле: исследовать, как надлежит обосновать ее самое, т. е. уже не «логически», апутем сведения к универсальному до-логическому априори, из которого все логическое, все строение объективной теории во всех ее методологических формах черпает свой правомерный смысл, которым, стало быть, еще только должна быть нормирована сама логика.

Однако это познание выходит за пределы движущего нами сейчас интереса к жизненному миру, для которого главное, как было сказано, это принципиальное различение объективно-логического априори и априори жизненного мира; и на этом остановимся, чтобы теперь начать радикальное осмысление великой задачи построения чистого учения о сущности жизненного мира.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...

Две особенности русского марксизма
...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...