Трудности в понимании подлинного смысла осуществления тотального эпохе. Соблазн превратно понять его как постепенно осуществляемое воздержание от всех отдельных значимостей
Классическая философия / Путь в феноменологическую трансцендентальную философию в вопрошании, идущем от предданного жизненного мира / Трудности в понимании подлинного смысла осуществления тотального эпохе. Соблазн превратно понять его как постепенно осуществляемое воздержание от всех отдельных значимостей
Страница 1

Универсальность эпохе в отношении совокупной естественно-нормальной жизни действительно отличается ни с чем не сравнимым своеобразием, с которым прежде всего и связаны его спорные моменты. С самого начала не ясно, как его выполнить так, чтобы оказаться на высоте приписываемого ему методического свершения, которое при всей своей всеобщности все еще нуждается в прояснении. Здесь, как мы убедимся, есть соблазн стать на тот или иной ложный путь, который, конечно же, не приведет к цели, соблазн неправильного понимания того, как должно быть осуществлено это эпохе,— в чем можно достичь ясности уже заранее.

Для того чтобы представить себе, как нам выполнить вышеупомянутую тотальную смену установки, поразмыслим еще раз о том, каким способом осуществляется естественная, нормальная жизнь: мы движемся здесь в потоке все новых опытов, суждений, оценок, решений. В каждом таком акте Я направлено на предметы своего окружающего мира, так или иначе занято ими. Именно они осознаются в самих этих актах, то чисто как действительности, то в различных модальностях действительности (например, как возможные, сомнительные и т. д.). Ни один из этих актов, вместе с заключенными в нем значимостями, не изолирован, они с необходимостью имплицируют в своих интенциях бесконечный горизонт неактуальных значимостей, тоже участвующих в этой текучей подвижности. Многообразные завоевания прежней активной жизни не лежат мертвым осадком, и постоянно сознаваемый при этом, только в тот или иной данный момент нерелевантный, полностью остающийся без внимания фон (например, задний план поля восприятия) все-таки тоже функционирует во всех своих имплицитных значимо-стях; хотя в данный момент все это не актуализировано, оно охвачено постоянным движением модусов непосредственного или опосредованного пробуждения и модусов воздействия на Я, иногда переходя в активную апперцепцию и по мере своей значимости вмешиваясь во взаимосвязь актов. Поэтому то, что в тот или иной момент сознается активно, и, коррелятивно, активное осознание [BewuBthaben], направ-ленность-на-это, занятость-этим всегда бывает окружено атмосферой немых, скрытых, но тоже функционирующих значимостей, живым горизонтом, в который по своей воле, реактивируя давние приобретения, схватывая сознанием внезапные апперцепции и переводя их в созерцания, может внедряться актуальное Я. Итак, в силу этой постоянно наличествующей текучей горизонтности [Horizonthaftigkeit] каждая значимость, напрямую осуществляемая в естественной жизни мира, всегда уже предполагает другие значимости, непосредственно или опосредованно обращается к необходимой подоснове темных, но время от времени доступных нам, реактивируемых значимостей, которые в своей совокупности, а также вместе с соответствующими им актами составляют единственную неразрывную жизненную взаимосвязь.

Это соображение важно для прояснения способа, которым осуществляется универсальное эпохе. Ведь мы видим, что если воздержание от осуществления значимостей проходит в несколько отдельных шагов, то эпохе не может привести к цели.

Воздержание от осуществления отдельных значимостей (подобно тому, как оно в силу теоретических или практических требований выполняется в критических процедурах) лишь создает для каждой из них новый модус значимости на естественной почве мира; ничто не изменится к лучшему и в том случае, если мы, следуя заранее принятому универсальному решению, захотим практиковать воздержание в отношении всех наших собственных и чужих значимостей, какие отныне только будут представать перед нами, по отдельности, и пусть даже in infinitum.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...