Проблема объективности
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Многообразие свойств пространства и времени / Проблема объективности
Страница 2

Прежде чем окончательно определиться с содержанием проблемы объективности и ролью научного знания в попытках ее решения, кратко остановимся на проблеме субъективности времени.

Субъективность времени

Концепция субъективности времени восходит к Аристотелю и, по существу, заключается в том, что время рассматривается как нечто, упорядочивающее впечатления индивидуального сознания и существующее лишь в сознании и благодаря сознанию. Однако последовательно субъективистскую трактовку времени мы, пожалуй, не сможем обнаружить ни у одного из крупных европейских мыслителей. И Аристотель, и Августин, и Декарт, и Лейбниц, и другие философы признавали существование в той или иной форме независимого от индивидуальной души и сознания основания для восприятия времени, обладающего объективными временными свойствами, «истинную длительность вещей» [Декарт, 1950. С. 451]. Время же «есть мера длительности или же скорее только модус мышления» [Спиноза, 1957. С. 303]. Если обоснование последовательно субъективистской трактовки сущности времени невозможно, то что же могло удерживать многих философов от решительного отказа от всех элементов субъективизма в понимании времени? Одним из главных оснований для этого служат сомнения в универсальности времени, т. е. представления об индивидуальном времени и, в первую очередь, о психологическом и физиологическом времени. Так, согласно М. Гюйо

время закрыло бы доступ к себе существу, которое ничего не желало бы, ни к чему не стремилось бы_ Будущее есть не то, что идет к нам, но то, к чему мы идем [Гюйо, 1899. С. 35].

Тем самым Гюйо обосновывал, что время есть продукт человеческого воображения, воли и памяти, результат долгой эволюции. Гюйо полагал, что идея времени возникла тогда, когда человек стал сознавать свои реакции на удовольствия и боль и связал с этими реакциями последовательность мускульных ощущений. Всякая потребность предполагает возможность ее удовлетворения, совокупность таких возможностей мы обозначаем термином «будущее». Способность же различать прошлое и будущее и есть основа для введения и использования идеи времени. Кроме психической рефлексии существует и более глубокий - физиологический - уровень «порождения» времени. Он связан с биоритмами растений и животных, являющимися результатом метаболической и клеточной активности. Фактически каждая живая клетка может иметь собственные «часы». При разной температуре или в различной стадии жизни организм может иметь различное физиологическое время, т. е. различный ритм периодических процессов (например, размножения клеток).

Несмотря на очевидное наличие индивидуальных (психологического и физиологического) времен, никто из современных исследователей проблемы времени, пожалуй, не ставит под сомнение его объективность. Причем основные аргументы, по-видимому, носят гносеологический характер. Сам по себе процесс научного познания реальности требует этого:

Независимо от споров, которые могут вести философы по поводу течения времени, нам следует для изучения движения применить некоторую меру времени; при этом следует допустить, что время протекает независимо от движения, так что можно себе представить отдельные части его, между которыми существует равенство или неравенство в любой пропорции. Кто отказал бы нам в этой возможности, тот вообще уничтожил бы возможность какого-либо познания движения [Эйлер, 1938. С. 279].

Что касается каких-либо аргументов онтологического характера, то здесь достаточно сослаться на тот или иной вариант принципа единства мира, предполагающий определенную онтологию. Например, предустановленная гармония мира лейбницевых монад призвана «объективизировать» индивидуальные восприятия элементарных духовных сущностей. Аналогично, согласно А. Бергсону, представляя Вселенную единым целым, легко перейти от внутреннего, психологического времени, упорядочивающего наши переживания, к внешнему времени, имманентному вещам и предметам непосредственного нашего окружения, и далее к единому времени, пронизывающему всю Вселенную и устанавливающему временной порядок происходящих в ней событий. По Бергсону, время есть духовное свойство, некоторый элемент сознания, свойственный всем предметам, который выводится им из свойства индивидуального сознания. Время связывается с таким свойством сознания, как память:

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...