Возрождение эфира
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Модель дискретно-непрерывной структуры пространства-времени / Возрождение эфира
Страница 2

В таком инвариантно покоящемся в пространстве относительно инерци-альных систем эфире, который играет роль «светоносной среды» (именно той, которую безуспешно искали, например, Майкельсон и Морли), всегда оказывается справедливым принцип постоянства скорости света:

принцип инвариантности движения света относительно любого инерциального наблюдателя является, аналогично принципу относительности, следствием инвариантности покоя эфира относительно тех же инерциальных наблюдателей [Корухов, 2002. С. 87].

В свете приведенных рассуждений становится ясно, каким образом можно заново ввести в научный оборот понятие релятивистского эфира -«первичной» материальной среды, постоянными структуры которой являются ФФП. В данном случае речь идет о ситуации, в которой происхождение самих постоянных «связывается с наличием определенной структуры физического вакуума, рассматриваемого как материальная среда» [Там же. С. 73-74]. Влияние этой среды на происходящие процессы во Вселенной проявляется, в частности, через присутствие в теориях (и тем самым в изучаемых структурах) ФФП, а также их комбинаций. В этом аспекте существование основных устойчивых состояний во Вселенной связывается с определенной материальной средой, и «тонкая подгонка констант» не является условием на «начало» Вселенной. Кинематическое условие Vmax ° 0 является основополагающим для постулирования гипотетической «среды», конкретной формой существования которой является пространство-время Минковского3.

Отметим, что представление о среде, пространственно покоящейся относительно любой инерциальной системы отсчета, подтверждает тот факт, что законы, описывающие явления природы, не будут находиться в зависимости от состояния движения, поскольку равномерного и прямолинейного движения относительно такого эфира не существует (см. дополнение А). При таких, и только при таких условиях, накладываемых на среду, может выполняться принцип относительности, являющийся прямым проявлением свойства инвариантного покоя.

Итак, предполагается, что рассмотрение планковской длины I,,, в качестве минимального инвариантного элемента множества физических длин (фундаментальная длина) является достаточным основанием для рассмотрения модели дискретно-непрерывной структуры пространства-времени, свободной от традиционных противоречий в описании движения как в непрерывных, так и в дискретных моделях пространства-времени. Лоренц-инвариантный характер фундаментальной длины является достаточным основанием для того, чтобы ввести в научный оборот представление о фундаментальной по отношению к вещественно-полевому уровню описания среде. К сожалению, объем данного пособия не позволяет наглядно продемонстрировать успешность применения выдвинутого подхода к оценке роли фундаментальных постоянных в построении конкретно-научных моделей в таких областях фундаментального естествознания, как современная космология, анализ методологических и конкретно-научных аспектов проблемы гипотезы «сверхсветовых» скоростей (гипотеза тахионов), анализ предельных значений напряженно-стей электрического и магнитного полей, анализ объема замкнутого импульсного пространства элементарных частиц, анализ методологической роли гравитационной и планковской постоянных, постоянной Больцмана и др., приведенных в работах В. В. Корухова и О. В. Шарыпова4.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...