Реализм - это единственное направление в философии, которое не эксплицирует успех науки чем-то похожим на чудо.
Хиллари Патнэм
История науки полна примеров теорий, которые в течение длительного времени являлись эмпирически успешными, однако, со временем, их ложность была доказана. Должны ли мы доверять теориям, принятым сейчас?
Ларри Лаудан
На наш взгляд, период наибольшего интереса к философским проблемам теории относительности уже прошел (в 2005 г. отметили 100 лет специальной теории относительности), совсем скоро (лет через 50) они (вместе с проблемами интерпретации квантовой механики) прочно займут место в ряду проблем, ставших уже классическими (таких, как анализ абсолютного и относительного пространства в рамках механики Ньютона или анализ реляционного пространства Декарта). В настоящее время наибольший интерес вызывает философский анализ проблем теории струн, модели дискретно-непрерывного пространства-времени, оснований построения РСТО и других гипотез, претендующих со временем занять место в ядре более прогрессивной научной картины мира. Как уже неоднократно отмечалось (см. дополнение А), в контексте необходимости анализа будущих физических моделей остается актуальным анализ философской интерпретации принципа относительности с позиции научного реализма, поскольку как бы ни изменялась формулировка принципа относительности, он все равно будет отражать объективный характер закономерностей, существующих в природе: принцип относительности содержит информацию об объективном характере закономерностей, представление о виде их инвариантности можно рассматривать как необходимый элемент, отражающий влияние той концепции, с позиции которой рассматривается принцип.
Задача данной главы заключается в том, чтобы, опираясь на анализ конкретно-научной и философско-методологической составляющих проблемы соотношения концептуальной модели и реальности, сформулировать оригинальный «окончательный аргумент» в пользу реализма (отличный от трактовок Х. Патнэма, А. Масгрейва или И. Ниинилуото), который позволит дать удовлетворительную реалистскую трактовку, в частности, релятивистскому эфиру (если мы говорим о проблеме соотношения концептуальной модели пространства-времени и реальности) и послужит, например, основанием для философско-методологического анализа развития теории струн. Наш «окончательный аргумент» состоит в том, что перед лицом затруднений эмпирической интерпретации результатов современных фундаментальных теорий в рамках выбранной формальной системы предпочтение реализма как основания для мотивации дальнейших научных исследований перед антиреализмом является более обоснованным. Данный вывод является как следствием строго реалист-ской трактовки проблемы соотношения теории и реальности, так и следствием анализа «иронизации» (Дж. Хорган) современного теоретического естествознания.
Аналитическая философия в целом занимается опровержением перехода от тезиса к аргументу и не нацелена на анализ последних как таковых. Блестящие результаты в этой области были достигнуты именно в результате попыток обоснования опровержения того, что с помощью этих средств данный аргумент из данного тезиса не следует. Научный реализм, представленный как «широкая» (всеобъемлющая) философская система в работах Р. Бойда, Дж. Смарта, Дж. Армстронга, И. Ниинилуото, С. Псиллоса и др., демонстрирует одну из возможных стратегий применения аналитического метода в философских исследованиях [Leplin, 1984; Papineau, 1996; Niiniluoto, 2002]. Отметим еще раз, что наш интерес к научному реализму продиктован, с одной стороны, удовлетворительностью общей мировоззренческой стороны этого направления (материализм в онтологических вопросах, эпистемологический оптимизм и пр.), а с другой - тонкостями в вопросах методологии (например, при обосновании истинности вер относительно теоретических утверждений), которые позволяют надеяться на успешное применение реалистского подхода к анализу таких фундаментальных вопросов, как оценка прогресса научного знания, оценка статуса теоретической гипотезы и анализ соотношения теоретического и эмпирического в научном познании.
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...