Эмпирицизм против реализма
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Научный реализм в эпоху возрождения эфира / Эмпирицизм против реализма
Страница 10

Приведенные выше замечания позволяют сделать вывод, что утверждения косвенной подтверждаемости (которые строятся исключительно как утверждения о теоретических объектах) теорий, в которых постулируется существование принципиально ненаблюдаемых объектов (таких, как кварки в физике высоких энергий или релятивистский эфир в концепции дискретно-непрерывного пространства-времени), не могут служить основанием для выбора между конкурирующими теориями (альтернативами). Другими словами, по результатам косвенной подтверждаемости научных теорий у нас нет достаточных оснований считать сам результат более обоснованным эмпирически, чем теоретически (у нас нет оснований больше доверять эмпирическим данным в обосновании теории в процессе косвенной подтверждаемости или в обосновании выбора между альтернативами в процессе косвенной подтверждаемости одной из гипотез, чем теоретическим выкладкам). Обеспечить обоснованность нашего вывода об обоснованности выбора между альтернативами, содержащими предположения о принципиально ненаблюдаемых объектах, на основании эмпирических данных, полученных в результате косвенной подтверждае-мости, нельзя.

Данное обстоятельство является решающим аргументом в пользу того, что манипулятивный реализм нельзя рассматривать в качестве основания для выдвижения методологических требований, которые должны обеспечивать обоснованность знания в условиях, когда эмпирическая проверка предсказаний затруднена или невозможна. Во-первых, манипулятивный реализм приводит к уравниванию гносеологического приоритета теоретического и эмпирического, однако для обоснования знания в области фундаментальных научных теорий, на наш взгляд, требуется более четкое разграничение и даже обоснование доминирующей роли теоретической аргументации (третий пример косвенного подтверждения не укладывается в схему рассмотрения манипулятивного реализма). Во-вторых, в основе манипулятивного реализма все же лежит представление о манипулировании теоретическим объектом как об эмпирической процедуре, что свидетельствует о доминировании эмпирического подтверждения перед теоретическим.

Примеры рассмотрения других интерпретаций понятия непрямой (косвенной) подтверждаемости также приводят нас к тому, что требования эпистемологического реализма являются значимыми для анализа теорий и их объектов в области фундаментальных исследований. Например, К. Брэдинг, оппонируя П. Коссо по вопросу интерпретации эмпирического статуса симметрий в физике, замечает (см. дополнение А):

Локальная калибровочная симметрия имеет только не прямое эмпирическое значение, оставаясь свойством уравнений движения. В теориях с локальной калибровочной симметрией поле распределения материи и калибровочное поле сосуществуют вместе, образуя единый теоретической объект, а локальная симметрия является свойством именно этого объекта. Мы не можем связать изменение симметрии с одной из подсистем целой системы (например, полем распределения материи) независимо от другой - калибровочное поле тоже будет трансформироваться, так как симметрия системы в целом должна сохраняться [Brading, Brown, 2004. Р. 654].

На наш взгляд, каким бы ни было рассмотрение непрямой эмпирической подтверждаемости теории, в любом случае основные эпистемологические требования, касающиеся утверждения адекватности теории в области фундаментальных исследований, выносятся относительно теоретических объектов теории. Любая форма манипулятивного реализма, выдвигая формы анализа теории и реальности, фактически акцентируется на методологических формах отношения теории и эмпирических процедур установления ее адекватности (анализ теоретического объекта и его роли в установлении истинности в косвенно подтверждаемой научной теории, когда прямая эмпирическая проверка предсказания теории затруднена, а порой и невозможна), что воспринимается нами как определенный недостаток.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...