Эволюция принципа относительности
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Дополнения / Эволюция принципа относительности
Страница 15

Естественно, понятие «наблюдаемости» симметрии в таком понимании достаточно тонко. Все сводится к тому, насколько эффективно удастся зафиксировать две различные системы отсчета, что, однако, нетривиально. Во-первых, это потребует предположения, что мы имеем возможность взаимодействовать между «движущейся» и «неподвижной» системами, для того чтобы фиксировать (внешне) то, что они действительно качественно различны. У Галилея мы просто видим, что корабль движется, в ОТО Эйнштейн заранее делает предположение о двух различных сценариях (на тело не действует сила тяжести или тело движется равноускоренно). Во-вторых, мы должны указать (представить), как физически происходит преобразование симметрии, т. е. указать две системы отсчета, начальные условия для которых различаются именно в силу нарушения симметрии. В данном случае выбрать одну систему отсчета и «заставить» ее двигаться, например, равномерно или ускоренно - это не достаточно веское основание для указания на сохранение или нарушение симметрии.

Возвращаясь к проблемам интерпретации принципа относительности в рамках РСТО, необходимо отметить, что, на наш взгляд, любые попытки обнаружения «непосредственно эмпирически наблюдаемой» симметрии искомого вида обречены на провал. Данное обстоятельство показывает, насколько существенно РСТО отличается от любой известной нам ранее модели. Свойство абсолютного инвариантного покоя не позволяет нам эффективно выбрать какую-либо систему отсчета в релятивистском эфире: любая выбранная система будет сопутствующей, т. е. нарушится условие трансформации.

Однако можно говорить не только о непосредственно эмпирически наблюдаемой симметрии, но и о косвенно наблюдаемой симметрии. Косвенная наблюдаемость симметрии является наблюдением следствий определенных свойств законов физики, которые каким-либо образом связаны с их симметриями. Косвенно наблюдаемая симметрия не зависит от выполнения условий трансформации или симметрии (см. выше), она зависит скорее от различных «общетеоретических» соображений, таких как выполнение антропного принципа или йcG-принципа, абдуктивных заключений, что имеющиеся эмпирические данные являются следствием сохранения (нарушения) симметрии и т. д.

В § 4.4 показано, что кинематическое свойство инвариантного покоя релятивистского эфира (пространства РСТО) V ° 0 может являться свойством локальной пространственно-временной симметрии. Что (какое свойство) является косвенно наблюдаемым следствием такой локальной симметрии? Естественно, можно рассчитывать лишь на то, что такая локальная симметрия будет обнаружена только косвенно: нужно найти следствие симметрии, которое на нее укажет.

Зададимся более общим вопросом: что вообще можно считать «эмпирическим» следствием предположения (гипотезы) о существовании релятивистского эфира? По мнению В. В. Корухова,

в таком инвариантно покоящемся в пространстве относительно инер-циальных систем эфире, который играет роль «светоносной среды»,

всегда оказывается справедливым принцип постоянства скорости света. Тогда и принцип инвариантности движения света относительно любого инерциального наблюдателя является, аналогично принципу относительности, следствием инвариантности покоя эфира относительно тех же инерциальных наблюдателей [Корухов, 2002. С. 87].

Таким образом, фактически утверждается, что сами принципы СТО являются свойствами существования этой гипотетической среды или пространства РСТО. В § 3.4 указано, что кинематическое свойство инвариантного покоя

является той альтернативой, которая не была должным образом рассмотрена в свое время при анализе всех возможных кинематических условий существования эфира. Действительно, при введении эфира, пространственно покоящегося относительно любой инерциальной системы отсчета, законы, описывающие явления природы, не будут находиться в зависимости от состояния движения, поскольку понятия равномерного и прямолинейного движения относительно такого эфира не существует. При таких и только при таких условиях, накладываемых на среду, может выполняться принцип относительности, подтвержденный многолетней практикой. Более того, сам принцип относительности является прямым проявлением свойства инвариантного покоя среды [Там же. С. 86].

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Две особенности русского марксизма
...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...