Эволюция принципа относительности
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Дополнения / Эволюция принципа относительности
Страница 14

Для того чтобы предложить мысленный эксперимент, который, по крайней мере, операционально проинтерпретирует понятие «инвариантный покой», необходимо привести ряд предварительных замечаний, связанных с самой постановкой задачи «обнаружения» инвариантного покоя в контексте принципа относительности. Во-первых, мы должны предположить, что требования принципа относительности отражают определенную симметрию законов физики, предположить, что свойство сохранения (относительности, инвариантности) законов физики - это симметрия, которая в общем случае «нарушена» и для «восстановления» которой необходимо прибегать к дополнительным физическим соображениям. Фактически в данном дополнении мы использовали именно такую интерпретацию принципа относительности. Отметим, что это предположение нетривиально, поскольку мы привыкли к обратному, к тому, что принцип относительности лишь фиксирует то, что законы физики сохраняются. Раскрывая содержание этой симметрии, мы надеемся прийти к объяснению причин относительности законов физики, что особенно важно в контексте построения РСТО. Во-вторых, мы должны поставить вопрос относительно эмпирического статуса такой симметрии в рамках РСТО. Отметим, что, например, в рамках СТО или ОТО последний вопрос был успешно разрешен благодаря введению представления об эквивалентности соответствующих классов ИСО. Как стимулируют роды в роддоме форум выжидательная тактика в родах.

Принцип относительности как фундаментальная симметрия

Предположив, что принцип относительности есть отражение некоторой фундаментальной симметрии, мы с необходимостью приходим к вопросу об эмпирическом статусе такой симметрии. Анализ этого вопроса особенно важен в контексте обсуждения интерпретации принципа относительности в РСТО. Для того чтобы показать всю исключительность понятия «инвариантный покой» и связанных с ним свойств релятивистского эфира, вновь обратимся к Галилею. Отметим, что, говоря об относительности результатов наблюдений за ходом явлений «на корабле» и «на берегу», Галилей говорит о существовании единой пространственно-временной симметрии, связывающей фактически две системы отсчета, причем он опирается (заранее предполагает) на тот факт, что «неподвижную» и «движущуюся» системы отсчета можно эффективно выделить или отличить одну от другой. Приведем ряд предварительных замечаний относительно понятия симметрии, ее преобразования и эмпирического статуса.

Понятие симметрии (мы имеем в виду, конечно, динамические симметрии движущихся равномерно или покоящихся относительно друг друга систем отсчета) определяется относительно законов движения. Поскольку сами законы выражаются в виде связей зависимых и независимых переменных, изменение переменных, сохраняющее вид законов, является преобразованием симметрии. Вопрос, который нас интересует в большей степени, - эмпирический статус таких преобразований симметрии. Отметим, что Галилей рассматривал одновременно и физически «выполнимую» и непосредственно наблюдаемую симметрию, что имеет место далеко не всегда. У Галилея преобразование симметрии фиксируется с помощью двух «эмпирически различных» состояний: корабль покоится и корабль равномерно движется. Симметрия наблюдается эмпирически как указание на то, что относительно кабины корабля явления внутри не позволяют нам определить, стоим мы или движемся, находимся мы в одной системе отсчета или в другой. Таким образом, симметрия является непосредственно эмпирически наблюдаемой, если существует возможность эффективно развести две системы отсчета: «подвижную» и «неподвижную». Причем она необязательно должна быть физически реализуема на практике, мы должны просто иметь возможность сравнить два эмпирически различных состояния: «подвижное» и «неподвижное» - по крайней мере, теоретически (что и делает, например, Эйнштейн, когда использует мысленный эксперимент).

Еще раз, уже у Галилея, мы видим, что регистрация симметрии требует двух наблюдений, более того, наблюдение симметрии - это всегда указание на неизменившуюся систему (неподвижный корабль) и на изменившуюся (корабль движется). Другими словами, еще Галилей полагал, что сначала мы фиксируем изменение (корабль движется вдоль берега), а затем фиксируем симметрию, замечая, что в изменяющейся системе отсчета симметрия сохраняется. Таким образом, мы приходим к выводу, что наблюдение симметрии требует как минимум двух компонентов: во-первых, мы наблюдем, что какое-либо (данное) преобразование происходит (корабль движется вдоль берега), во-вторых, мы должны указать, что данное инвариантное свойство сохраняется. По мнению Катерины Брэ-динг, симметрия является эмпирически наблюдаемой, если выполняются два условия: во-первых, условие трансформации: мы должны различать «движущуюся» и «неподвижную» системы, во-вторых, условие симметрии: внутри этих систем физика «остается неизменной», т. е. сохраняется [Brading, Brown, 2004. Р. 646].

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...