На наш взгляд, все это подчеркивает актуальность исследования теории струн в философско-методологическом аспекте. Конечно, одной из основных является проблема подтверждения теории струн, однако, как мы неоднократно подчеркивали выше, в частности в ходе анализа ОТО, эпистемологические трудности, вызванные различного типа «нагружен-ностью» наших теорий (в данном случае фактически переход к полностью косвенной модели обоснования знания), не могут решающим образом повлиять на вопрос относительно объективности реконструируемого теорией знания о реальности (см. гл. 2). Последовательно реалистская позиция возможна и в отношении теории струн. Не исключено, что мы действительно подходим к моменту, когда придется подкорректировать эмпирический галилеевско-бэконовско-ньютоновский стандарт обоснования научного знания. Однако то же свойство теоретической уникальности теории струн является лучшим аргументом в пользу ее реалистской трактовки: в ходе реконструкции реальности в рамках теории струн мы четко представляем, какая часть теории говорит об объективной реальности. Так же как и ОТО, теория струн указывает на элементы конвенцио-нальности таким образом, что мы уже знаем, какая часть описания относится к реальности.
Действительно, оказалось, что существует множество способов свести, например, 10-мерные суперструнные теории к 4-мерной эффективной теории поля, описывающей «доступную нам» реальность, причем путей редукции может быть бесконечно много. Таким образом, в силу свойства теоретической уникальности каков бы ни был наш мир, всегда найдется способ свести его к суперструнной теории, т. е. суперструнная теория не будет противоречить не только современным экспериментальным данным, но и любым другим экспериментам в обозримом будущем. Однако данное обстоятельство, на наш взгляд, никоим образом не противоречит, например, требованию фальсификации научной теории. Пример с фальсификацией теории струн аналогичен известному примеру, предложенному еще Карлом Поппером, с фальсификацией закона сохранения энергии: любой эксперимент, в котором достоверно и воспроизводимо будет наблюдаться несохранение энергии замкнутой системы (например, в том случае, если «вечный двигатель» все же будет создан), станет опровержением закона сохранения энергии или, по крайней мере, установит новые, более узкие рамки его применимости. Единственное отличие заключается в том, что по своему уровню фундаментальности и всеобщности теория струн, во-первых, объясняет сам закон сохранения энергии, а во-вторых, дает это объяснение единственным образом. В соответствии с представленной точкой зрения на то, каким образом мы говорим о том, какая часть теории с необходимостью «отвечает» объективной реальности, можно утверждать, что теория струн не встречает препятствия для построения адекватной реалистской трактовки. Единство нашего мира является наилучшим аргументом в пользу принятия реализма: теория струн реконструирует его единственным образом.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что вызов иронизации науки, вызов «маргинализации явлений» еще не означает победу антиреализма или обнаружение новых решающих аргументов в пользу скептического аргумента. Будет ли теория струн настолько успешной, как предсказывают теоретики, пока неясно, однако те принципы, которые заложены в ней, в частности идеи объединения и суперсимметрии, отражают наши самые «сокровенные» представления о том, какими достоинствами должна обладать современная фундаментальная научная теория, претендующая на описание объективной реальности.
Смотрите также
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...