Диалектика сознательного и бессознательного.
Книги, статьи по философии / Диалектика сознательного и бессознательного / Диалектика сознательного и бессознательного.
Страница 1

Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание – это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного 3. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они оказались противоречащими социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Свое существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях.

«Взаимосвязь сознательного и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и толь­ко она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдаю­щиеся и очень важные патологичес­кие процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его ка­чествам.

Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непо­средственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состо­яние сознательности быстро прохо­дит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако мо­жет вновь стать сознательным при известных, легко достижимых усло­виях. Каким оно было в промежуточ­ный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы ска­жем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описа­ние. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, термин «бессознательное» не может иметь здесь применения; пока пред­ставление находилось в скрытом со­стоянии, оно вообще не было психи­ческим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о сло­вах.

К термину или понятию бессозна­тельного мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т.е. вынужде­ны были признать, что существуют весьма напряженные душевные про­цессы или представления — здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, — кото­рые могут иметь такие же последст­вия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как пред­ставления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...