1. Жизнь и творческая эволюция
История русской философии / Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого / Миросозерцание Ф. М. Достоевского / 1. Жизнь и творческая эволюция
Страница 4

Одна из основных тем романа - тема отцеубийства, ненависти к отцам как тягчайшего греха и как главной причины небратского, неродственного состояния современной цивилизации. Эта ненависть нуждается в преодолении, с тем чтобы человечество осознало смысл своего бытия и пришло к всечеловеческому единению, а также к пониманию своей сопричастности "таинственным мирам иным".

Во время работы над романом Достоевский написал знаменитую речь о Пушкине, произнесенную им 8 июня 1880 г. В ней писатель призывал покончить старый спор между славянофилами и западниками и объединить усилия во имя братства всех людей и земного рая, в установлении которого он видел предназначение русского народа. Успех речи Достоевского был необычайным. Достоевский писал жене: " .зала была как в истерике, когда я закончил - я не скажу тебе про рев, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидить впредь друг друга, а любить". Достоевский и Толстой никогда не встречались и не имели прямых контактов, хотя высказывали высокие оценки относительно творчества друг друга. См.: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1978. Т. 18. С. 189. Там же. Т. 28, кн. 2. С. 115. Мочучьский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 310. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 134. Там же. Т. 27. С. 19. См.: Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. С.315. Франк С. Л. Русское мировоззрение. Спб., 1996. С. 366. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996. С. 189. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 97. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 28, кн. 2. С. 137. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 11. С. 303. Иванов Вяч. Эссе, статьи, переводы. Брюссель, 1985. С. 91. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 30, кн. 1. С. 184.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...