1. Жизнь и творческая эволюция
История русской философии / Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого / Миросозерцание Ф. М. Достоевского / 1. Жизнь и творческая эволюция
Страница 4

Одна из основных тем романа - тема отцеубийства, ненависти к отцам как тягчайшего греха и как главной причины небратского, неродственного состояния современной цивилизации. Эта ненависть нуждается в преодолении, с тем чтобы человечество осознало смысл своего бытия и пришло к всечеловеческому единению, а также к пониманию своей сопричастности "таинственным мирам иным".

Во время работы над романом Достоевский написал знаменитую речь о Пушкине, произнесенную им 8 июня 1880 г. В ней писатель призывал покончить старый спор между славянофилами и западниками и объединить усилия во имя братства всех людей и земного рая, в установлении которого он видел предназначение русского народа. Успех речи Достоевского был необычайным. Достоевский писал жене: " .зала была как в истерике, когда я закончил - я не скажу тебе про рев, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидить впредь друг друга, а любить". Достоевский и Толстой никогда не встречались и не имели прямых контактов, хотя высказывали высокие оценки относительно творчества друг друга. См.: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1978. Т. 18. С. 189. Там же. Т. 28, кн. 2. С. 115. Мочучьский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 310. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 134. Там же. Т. 27. С. 19. См.: Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. С.315. Франк С. Л. Русское мировоззрение. Спб., 1996. С. 366. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996. С. 189. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 97. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 28, кн. 2. С. 137. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 11. С. 303. Иванов Вяч. Эссе, статьи, переводы. Брюссель, 1985. С. 91. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 30, кн. 1. С. 184.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...