1. Феномен духовно-академического философствования
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в духовных академиях / 1. Феномен духовно-академического философствования
Страница 1

Русское духовно-академическое философствование представляет собой сложное и разветвленное культурно-историческое образование, развивавшееся в рамках православной конфессии и генетически восходившее к самым ранним этапам русской религиозно-философской культуры. Она нашла свое отражение в учебных курсах, преподававшихся в русских духовных академиях, сформированных на основе Устава духовных академий 1809 г., а также в философском творчестве преподавателей этих академий, прежде всего в философских статьях в богословских журналах, издававшихся при этих же академиях.

В начале XIX в. в России были сформированы четыре духовные академии - в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Киевская и Московская академии имели более чем вековую предысторию, восходящую ко второй половине XVII в.

Во второй половине XVIII в. в духовно-академическую философию стали активно проникать идеи западноевропейского философствования. Так, философские курсы профессоров Киево-Могилянской академии Амвросия Дубневича и Георгия Щербицкого обратились к учению Декарта. Более значительную роль в философском образовании студентов Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий сыграла вольфианская философия. Книги X. Вольфа и таких его последователей, как Ф. Баумейстер, переведенные на русский язык, стали учебными пособиями по философии почти до начала XIX в.

К началу XIX в. учебный процесс в обеих академиях пришел почти в полный упадок и был возрожден усилиями митрополига Платона в Москве и епископа Иннокентия в Киеве.

Являясь важной частью русской философии вообще, духовно-академическая философия заключает в себе ряд специфических особенностей, связанных, с одной стороны, с ее корпоративностью и конфессиональной принадлежностью, а с другой - с историческими особенностями ее формирования.

Первым основанием духовно-академического философствования можно считать христианизированный платонизм. Открытый интерес к философскому учению Платона на протяжении нескольких веков в определенной мере сдерживался официальным церковным осуждением. Так, в византийском памятнике XI в. "Синодик в неделю православия" философское учение Платона было предано церковной анафеме. Тем не менее интерес и внимание к платонизму, особенно в его христианизированной неоплатонической форме, не только не утрачивался, но постоянно возрастал и к началу XIX в. стал связываться с судьбой русского православия. В официальных церковных кругах сложилось устойчивое убеждение, что католическое богословие насквозь проникнуто тенденциями аристотелевской философии. Поэтому возникла необходимость подыскать умеренное консервативное умонастроение, не нарушающее интересов православия. Таким умонастроением был признан платонизм, и изучение философии Платона было официально введено в философские курсы духовных академий и университетов.

Вторым основанием духовно-академического философствования было святоотческое наследие. Святоотческая литература сформировалась в исторический период так называемой патристики (II-VIII вв.) и была посвящена выработке христианской догматики. При этом принципы философского обоснования и логическая аргументация черпались из наследия античной мысли. Для русской философской культуры, которая не имела своей античности, патристика приобрела важное значение как почти единственный устойчивый источник знаний об античной философии. В русских духовных академиях осознавалось значение патристики, что нашло свое отражение в огромном числе публикаций святоотческих текстов в журналах, которые издавались при всех академиях ("Православное обозрение", "Труды Киевской Духовной Академии", "Прибавления к творениям св. Отцов", "Богословский вестник", "Христианское чтение" и др.).

Третьим основанием духовно-академического философствования были различные течения западноевропейской философии. Официальное учреждение духовных академий совпало по времени с активным распространением философского учения Шеллинга, в 30-40-е гг. XIX в. наступил период влияния гегельянства, большим вниманием в духовно-академической среде пользовалась также философия Канта. Интерес к различным течениям и направлениям западноевропейской философии в среде духовно-академических философов и богословов проявлялся во включении тех или иных идей и проблем в структуру их собственного философствования.

Еще одной из характеристик духовно-академической философии является ее тесная взаимосвязь с университетской философией. Многие профессора российских университетов получили образование в духовных академиях - С. С. Гогоцкий, П. Д. Юркевич, М. М. Троицкий, М. И. Владиславлев и др.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...