3. Позитивизм
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в российских университетах / 3. Позитивизм
Страница 2

Значительную роль в распространении органицизма, а потом и в борьбе с ним сыграл редактор журнала "Свет", а затем "Мысль" - Леонид Егорович Оболенский (1845-1906). В 70-е гг. он во многом придерживался органической теории, о чем свидетельствуют его статьи "Организм и общество" (1878) и "Организм и органическая теория" (1879), где обосновывался тезис о том, что нет существенных различий между организмом и обществом. Впоследствии (80-90-е гг.) он выступил с критикой взглядов Спенсера, пытаясь создать систему, близкую к позициям эмпириокритицизма.

В конце 70-80-х гг. XIX в. позитивизм стал проникать в психологию, формировалась экспериментальная, опытная психология. Именно в ней видели многие позитивисты высший ярус интеллектуальной деятельности человека. Отсюда психологизм в логике, теории познания, социальной философии.

В этом плане представляют интерес взгляды Матвея Михайловича Троицкого (1835-1899), профессора философии сначала Казанского, затем - Варшавского, а впоследствии Московского университета, внесшего значительный вклад в дело восстановления преподавания философии в университетах после его длительного запрета. Приобрела известность его докторская диссертация "Немецкая психология в текущем столетии" (1867), которую дополнили последующие сочинения "Наука о духе" (1882) и "Учебник логики" (1885-1888). Он был основателем, первым председателем и почетным членом Московского психологического общества (1885).

Троицкий стремился разработать философскую теорию, сочетающую феноменалистический эмпиризм со строго реалистическим пониманием действительности. Наиболее близкую к ней позицию он усматривал в английском позитивизме, прежде всего у Дж. С. Милля, Г. Спенсера. По его мнению, они дали пример аналитической постановки вопросов с точки зрения психологии, являющейся всеобщей основой знания о человеке и социальной жизни. В своих трудах он ориентировался на ассоциативную психологию, считая необходимым перестроить ее с учетом данных антропологии и физиологии. Благодаря этому ассоциативное понимание психики у него подчас становится синонимом материалистического. Так, анализируя психическое на ассоциативно-сравнительной основе в виде "рядов психических явлений", он выдвигал требование выявления "действий психики" как активных и реактивных (внешне обусловленных) "психических отношений". В изложении своей теории Троицкий не всегда последователен, иногда противоречив, некоторые вопросы излагаются им фрагментарно. Он считал себя своего рода первопроходцем в области гносеологии и методологии науки. Его заслуга - в пропаганде экспериментальной психологии, в критике спекулятивности (умозрительности) метафизики немецкой классической философии.

Его современник профессор Николай Яковлевич Грот (1852-1899) сменил Троицкого на посту председателя Московского психологического общества (в 1887), являлся одним из организаторов и первым редактором журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889).

Для его магистерской диссертации "Психология чувствований в ее истории и главных основах" (1879-1880) характерна физиологическая трактовка явлений психического мира. Чувствования - это перемены, происходящие в организме под влиянием взаимодействия с окружающей средой. Теми же идеями насыщена и докторская диссертация "К реформе логики" (1882). Логика определялась им как теоретическая наука о познании, а познавательная деятельность - как совокупность "психических оборотов". Философия в качестве самостоятельной науки отрицалась. В области этики он отстаивал утилитарный взгляд на нравственность: отвергал оптимизм и пессимизм как метафизические проблемы, но допускал их в качестве практических ориентации.

Начало второго периода духовной эволюции Грота связано с его пребыванием в Одессе, где он был профессором Новороссийского университета (1885-1886). Перемена в его взглядах нашла отражение в трудах "Джордано Бруно и пантеизм" (1885) и "О душе в связи с современными учениями о силе" (1886), для которых характерно стремление "подпитать" позитивизм идеями Платона и Дж. Бруно. Основой философии он считал метафизику, базирующуюся на анализе состояний познающего субъекта при помощи метода "субъективной индукции". Свою философскую позицию Грот назвал монодуализмом, противопоставляя ее идеалистическому и материалистическому монизму как крайностям, являющимся "плодом поверхностной философии". Его концепция, по сути, была плюралистической, основанной на признании двух или более субстанциальных начал, объединяемых на "нейтральной" основе. Центральной темой метафизики Грота становится анализ идеи силы. Чаще всего под этим термином понималась "высшая вселенская мировая воля". В этот период Грот отстаивал принцип свободы воли, о чем свидетельствуют исследования понятий "божественная воля", "вселенская мировая воля" и "личная воля человека". Указанные взгляды Грот изложил в работах "Основания нравственного долга" (1892) и "Устои нравственной деятельности" (1895), в которых пытался "привить воззрения А. Шопенгауэра на русской почве". Стремясь создать концепцию воли на основе самонаблюдения, Грот предпринял попытку реформировать психологию, о чем свидетельствуют сочинения "Жизненные задачи психологии" (1890), "Понятие души и психической жизни в психологии" (1897) и др. Во второй половине 90-х гг. влияние на Грота философии Шопенгауэра ослабевает, усиливается тенденция соединить понятие "мировой воли" с "психологической энергетикой" Термин "сила" теперь означает энергию и связан с попытками объяснить развитие человечества с помощью закона сохранения и превращения энергии. Здесь нашли своеобразное преломление идеи немецкого химика В. Оствальда. Принцип субстанциальности сменился принципом актуальности. Эти идеи содержатся в одном из последних его трудов - "Критика понятия прогресса" (1898). Прогресс определялся Гротом как увеличение нравственной ценности жизни во Вселенной, происходящее от роста в ней сознания и самосознания, который зависит от "превращения мировых энергий из низших форм в высшие через экономизацию и накопление".

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...