4. Персонализм
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в российских университетах / 4. Персонализм
Страница 1

В самом общем виде персонализм (от лат. persona - лицо, личность) можно определить как философское течение, считающее основой бытия индивидуальную духовную субстанцию. Он занял значительное место в русской университетской философии последней трети XIX в. и был связан в первую очередь с именами А. А. Козлова, А. С. Аскольдова, Л. М. Лопатина, оказавших впоследствии влияние на развитие философской мысли в России в лице Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского и др. Становление идей персоналистов "первой волны" происходило в процессе изучения ими мировой философской традиции, в которой они особо выделяли лейбницианское направление, последователем которого в XIX в. был Г. Тейхмюллер, профессор русского университета в Юрьеве (Дерпте).

Алексей Александрович Козлов (1831-1901) учился в Московском университете. К философии он обратился, когда ему было уже более 40 лет, переведя на русский язык книгу Э. Гартмана. В 1876 г. получил приглашение Киевского университета занять должность приват-доцента по кафедре философии. Считая себя продолжателем учений Г. В. Лейбница, Р. Г. Лотце, Г. Тейхмюллера, Козлов в 1884 г. защитил диссертацию "Генезис теории пространства и времени Канта" и стал профессором. В этот период им были разработаны основы философской системы - варианта монадологии, названной "панпсихизмом". Ее идеи он изложил на страницах первого русского философского журнала - "Философского трехмесячника", который он издавал в 1885-1887 гг. Итогом его размышлений о мире и человеке стали работы: "Философские этюды" (1876), "Философия как наука" (1877), "Философия действительности" (1878). В 1887 г. из-за болезни Козлов вынужден был уйти в отставку. Переехав в Петербург, он продолжил занятия философией и в 1888-1898 гг. издавал философский сборник "Свое слово".

Основополагающим принципом представлений Козлова о бытии является идея человеческой субъективности, духовной субстанции, Я. "Существовать - прежде всего значит быть субстанцией, т. е. вечно иметь свою неизменную и индивидуальную природу, не зависящую от пространства, времени, причинности и т. п., и далее, сообразно этой природе, действовать". В самосознании, или непосредственно сознаваемом и переживаемом, заключена, с его точки зрения, та первоначальная очевидность, без которой невозможна личность как таковая. Именно "первоначальное сознание" субстанций, слагающееся из осознания деятельностей, состояний чувственных ощущений и единичных самосознаний, и выступает источником бытия. Согласно теории панпсихизма, активность человека включает как внутренние переживания духа, так и перенесение этих переживаний за пределы субъективного мира с целью создания образов внешних вещей и процессов, "определенного", "квалифицированного" бытия. Таким образом, мир - это множество индивидуальных субстанций с присущими им активностью и взаимосвязями. Понять их суть возможно, лишь погружаясь в изучение собственного Я. Связь между ними немыслима без посредства высшей субстанции - Бога. Составить ясное представление о свойствах Бога мы не в состоянии, но именно этой высшей субстанцией обеспечивается связность, порядок мира. Пространство, время, материя, причинность являются "идеальными иллюзиями", созданиями "мыслящей деятельности человека", символизирующими существование взаимосвязей между субстанциями. В персонализме Козлова окружающая действительность, следовательно, оказывается проекцией вовне актов сознания, эмоциональной и волевой активности человека, синтезом как данных, так и лишь возможных в представлении феноменов. В то же время, по учению Козлова, сферой действительности, "мира", не исчерпывается понятие всеобщего бытия. Помимо "определенного бытия" существует "нечто трансцендентное", стоящее вне познания и полагающее ему предел. Настаивая на необходимости такого бытия, о роде и способе существования которого не может быть и речи, но которое является условием возможности единства всех индивидуальных субстанций, Козлов стремится избежать упреков в солипсизме, вполне возможных, если человеческая субъективность оказывается творцом мироздания. Подобная онтологическая двойственность зафиксирована и в одном из названий, данных Козловым своей концепции, - "монистический плюрализм".

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...