4. Персонализм
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в российских университетах / 4. Персонализм
Страница 2

В теории познания, равно как и в онтологии, Козлов стремился преодолеть дуализм предшествующей философии, максимально сближая самосознание с познанием окружающего мира. Внутреннее и внешнее познание он разграничивал только в том акте деятельности, где человек самого себя делает объектом изучения. Идеальной целью, к которой стремится познание, является постижение метафизической связи субстанций и адекватное ее выражение. Наиболее близкими к достижению Этой цели он считал философские науки (психологию, логику, метафизику, этику, эстетику) как науки о человеческом духе. Однако в силу своей необычайной сложности указанная связь непостижима, и человек, предчувствуя ее существование, может тем не менее лишь стремиться к ее осознанию. Гарантия верности выводов разума усматривается в самом разуме, в очевидности познаваемых им отношений. Вопрос о происхождении сознания в персонализме не ставится, бытие и мышление не существуют ни прежде, ни после друг друга во времени, ибо "они не составляют развивающихся одна из другой стадий". Выдвижение идеи о неограниченной и самопроизвольной творческой активности человеческого духа, направленного не на рациональное познание, а, по существу, на сотворение мира, сближает концепцию Козлова с теориями А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.

В этике Козлова центральным становится учение о свободе личности. Свобода воли и сознания рассматривается им как определяющее свойство субстанций, она же оказывается первопричиной добра и зла. По мнению Козлова, нужно различать влечение людей к счастью как к высшему благу, в основе своей нравственное, религиозное и метафизическое, и возможность его осуществления на земле. Реальное стремление к счастью неоспоримо, но оно должно быть понято в метафизическом смысле, "с точки зрения, указывающей за пределы мира". Счастье, понимаемое как стремление к личному благу, недостижимо, ибо основано на бесплодных попытках утвердить себя, порождая зло и борьбу, попирая другие личности и уничтожая тем самым свою. В земном мире всеобщее счастье невозможно, и безуспешны были бы все попытки доказать, как это пытается сделать утилитаризм, что "степень удовлетворенности" людей превышает сумму их страданий. Констатируя существование противоречия между идеальными устремлениями и ожиданиями людей и их реальным положением и самочувствием в обществе, Козлов не видит оснований для утверждения о преодолении этого противоречия в будущем, поскольку бессмысленно сравнивать различные общественные системы и делать заключения о превосходстве одних над другими. Социально-исторический пессимизм Козлова основан на убежденности в безрезультатности и бесперспективности общественных преобразований с точки зрения каждой отдельно взятой субстанции. Высшим жизненным идеалом является не счастье, а выполнение нравственного долга, понимаемого одновременно и как познавательная активность: "Путь нашего совершенствования заключается в том, чтобы постепенно переходить к большей ширине актов сознания и таким образом постепенно охватывать в нем все большую и большую долю нашей реальной связи с миром".

Непосредственными последователями Козлова были Е. А. Бобров, В. Ф. Лютославский, Я. Ф. Озе, а также его сын Сергей Алексеевич Алексеев (Аскольдов) (1871-1945). В 1912 г. вышла книга Алексеева об отце, в духе теории панпсихизма было написано и первое его произведение "Основные проблемы теории познания и онтологии" (1900). Впоследствии он стремился разработать гносеологическую проблематику и дополнить это направление идеями религиозного характера, что особенно явственно проступило в его работе "Мысль и действительность" (1914). Он развивал теорию Козлова о символичности познания и единстве мирового целого.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...