4. Персонализм
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в российских университетах / 4. Персонализм
Страница 4

Идея универсальной внутренней духовности всего сущего имеет, по мнению Лопатина, помимо теоретического, и моральное значение. Вся иерархия духовных субстанций содержит в себе устремленность к идеалу, который стоит над миром как "внутреннее оправдание его бытия" и является по отношению к нему абсолютной нормой творения, гарантом нравственного миропорядка и одновременно свободным нравственным идеалом каждого человека. Бессмертные индивидуальные духовные субстанции, находящиеся в процессе постоянного совершенствования, устремлены к этому центру и тем самым подтверждают его существование. Вопросы разумного миропорядка и бессмертия души для Лопатина неразрывно связаны с проблемой причинности. Лопатин выступил с критикой механистического понимания причинности, выдвигая понятие "творческая причинность" и доказывая, что детерминизм, который утверждает наличие причины для каждого действия, предопределенность любого явления бесконечным рядом предшествующих, ведет к отрицанию свободы воли, а значит, к провозглашению моральной невменяемости индивида.

Духовная сущность мироздания открыта человеку, бытие же материального мира дано ему лишь в предположении и вере как "аберрация нерефлектированного сознания". Проблема познания приобретает, таким образом, специфическую окраску: постижение окружающего оказывается тождественным творчеству и, будучи соотнесенным лишь с верховной субстанцией, заставляющей индивидов жить "в мире одинаковых грез", не предполагает выхода за пределы субъективного мистического опыта. Сознанию индивида, согласно Лопатину, не противостоит ничто внешнее, кроме не тождественных с ним духовных субстанций. Поэтому естественные науки оказываются ориентированными на изучение "квазивнешних" вещей, а естествоиспытатель, не осознавая этого, имеет дело только со своим объективированным, оторванным от непосредственных актов умственной деятельности сознанием. "Миросозерцание, объективно называемое научным, - делает вывод Лопатин, - оказывается зданием довольно шатким в самых коренных своих устоях". Человек, по сути, стремится познать не вещи и явления окружающего мира, а другие духовные субстанции, которыми полон мир, и свою связь с ними. Однако из-за своей необычайной сложности эта связь непостижима, и индивид может лишь стремиться к истине, приближаться к ней, что в моральном плане означает самосовершенствование. Абсолютная истина сливается с целью, благом и превращается в понятие религиозное, человек же, вдохновленный идеей познания, приближается к Богу, становится "членом вечного царства света, разума, любви". Анализируя монадологию Лопатина, В. В. Зеньковский делает вывод, что его антропология может быть охарактеризована как "этический персонализм, ибо независимость, сила и творчество духа ярче всего открываются, по Лопатину, в моральном сознании .". Козлов А А Свое слово. Спб., 1889. С. 141. Козлов А. А Свое слово. Спб., 1889. С. 87. Козлов А. А. Философия действительности. Изложение философской системы Дюринга с приложением критического обзора. Киев, 1878. С. 134. Свое слово. № 5. Спб., 1898. С. 11. Лопатин Л. М. Положительные задачи философии. М.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...