4. Философия имени, или "грамматика бытия"
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / "Религиозный материализм" С. Н. Булгакова / 4. Философия имени, или "грамматика бытия"
Страница 1

Обращение Булгакова к проблеме имени и философии языка носило не случайный характер. Административное решение синода, приведшее к разгрому имяславия на Афоне в 1913 г., не прекратило богословского и философского обсуждения проблемы имени. В 1918 г., будучи участником всероссийского Поместного собора, Булгаков настаивал на создании особой подкомиссии для подготовки решения по имяславскому вопросу (и такая подкомиссия была создана, Булгаков вошел в нее в качестве секретаря и докладчика). К этому же времени относятся первые наброски его работы "Философия имени" основная часть которой написана к 1921 г.

В "Трагедии философии" Булгаков берет в качестве отправной точки соответствие между синтаксической структурой суждения и онтологической структурой бытия. В основании философских систем лежат три основных начала: "1) ипостась или личность; 2) идея ее или идеальный образ, логос, смысл; 3) субстанциальное бытие как единство всех моментов или положений бытия, как реализующееся все". Так и в основе самосознания человека лежит предложение - простое суждение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки: "Я есмь Нечто (потенциально все)". "Эту трехчленную формулу, содержащую в себе логическое триединство и тройственность моментов связывающую в нераздельность и несекомость, непрестанно в разных направлениях рассекает философствующая и в произвольности этого рассечения и избрания отдельных начал еретичествующая мысль, и способом этого рассечения определяется стиль философствования . Изначальное и исходное единство, отрицающее тройственную природу предложения, таков корень всякой философской системы и ее трагедии". В соответствии с этим исходным принципом Булгаков дает характеристику истории новой и новейшей философии, выделяя три типа систем: "а) системы, исходящие из подлежащего или субъекта, Я, или системы идеалистические; б) системы, исходящие из сказуемого, панлогистические, в) системы, исходящие из связки, т. е. из безличного бытия, реалистические, причем реализм этот может иметь различный характер: мистико-созерцательный, эмпирический, материалистический".

К первой группе учений относится философия Декарта и Канта, причем в пространном разборе кантовской философии основное место уделяется его концепции гносеологического (познающего) субъекта, совершающего "трансцендентальный синтез апперцепции" (т. е. конструирующего свои объекты на основе присущего ему категориального единства). Онтологические предпосылки кантовской философии Булгаков усматривает в "отрешенной от своей природы ипостасности", "отрыве ипостаси от сущности, субъекта от объекта". Кант видит в Я лишь логическую функцию, отказываясь признать за ней субстанциальное бытие. Декарт, с его признанием субстанциальности мыслящего и сомневающегося Я, для Булгакова предпочтительнее Канта. Фихте также постигает субстанциальную природу Я, но "фихтевское Я, и большое и малое, как ни тужатся, не могут породить из себя ни одной настоящей мухи и живого таракана, ни одной травки или хотя бы чертополоха. Пусто и мертво в пустыне люциферического отъединения". Натурфилософия от Шеллинга до Гегеля, стремящаяся, напротив, вывести Я из не-Я, является своеобразной реакцией на фихтевский субъектоцентризм.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...