1. Философская мысль в 30-е гг.
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Советская философская мысль 30 - начала 50-х гг. / 1. Философская мысль в 30-е гг.
Страница 3

В 30-е гг. философские исследования охватили ряд дисциплин. Главными философскими дисциплинами остались диалектический и исторический материализм. Но кадровый состав "диаматчиков" и "истматчиков" коренным образом изменился. В их числе остались лишь немногие из тех, кто представлял эти дисциплины в 20-е гг. В основном это были новые имена или те, кто не входил в число "лидеров" "механистов" или "диалектиков": М. Б. Митин, Е. П. Ситковский, Ф. В. Константинов, О. В. Трахтенберг, П. Ф. Юдин, Ф. И. Хасхачих и др. В отдельное направление оформились исследования философских вопросов естествознания (Н. И. Вавилов, С. И. Вавилов, А. А. Максимов, Б. М. Кедров и др.). Религиоведческая проблематика оформилась в предмет "научного атеизма". Философы стали заниматься методологическими проблемами литературы и искусства, появились первые работы по эстетике, ставшей не только литературоведческой, но и философской дисциплиной (М. А. Лифшиц, Г. Лукач и др.). В 20-е гг. прошли первые дискуссии по этике, но исследовательские работы по этой проблематике появились только в 30-е гг. (В. С. Кеменов и др.). Творческой результативностью с 30-х гг. отличались исследования по истории философии (И. К. Луппол, В. Ф. Асмус, М. А. Дынник, Б. С. Чернышев, Г. Ф. Александров, Б. Э. Быховский и др.). В отдельную историко-философскую дисциплину оформилась история философии народов СССР, в том числе история русской философии. Продолжилось начатое в 20-е гг. издание классиков философии. Выходили сочинения Спинозы, Кондильяка, Робине, Шиллера, Гольбаха, Лафарга, Лессинга, Бэкона, Гельвеция, Руссо, Фурье, Чернышевского и др. Массовыми тиражами издавались, причем на различных языках народов СССР, философские сочинения основоположников марксизма.

В 30-е гг. популяризаторская деятельность в области философии значительно превысила по своему размаху научно-исследовательскую работу. Эта направленность предопределялась курсом партийных инстанций на массовую пропаганду и личными указаниями Сталина, касавшимися непосредственно философии. Общее культурное значение массовой популяризации философских знаний, развернувшейся в СССР, вряд ли можно недооценить. Но при этом неизбежными оказались существенные перехлесты в духе упрощения, вульгаризации философской теории. Все эти обстоятельства отразились на коллективных философских трудах и работах отдельных философов.

В 1932 - 1933 гг. вышел в свет учебник для комвузов и втузов "Диалектический и исторический материализм" (в 2-х книгах). Он был написан по решению ЦК партии двумя коллективами. В противовес прежним интерпретациям марксистской философии как синтеза предшествующих учений в нем сделан акцент на ее отличиях от философии прошлого; представлениям о существовании самостоятельных дисциплин - гносеологии, логики, онтологии - противопоставляется тезис о совпадении логики, диалектики и теории познания. Однако при этом в загоне оказалась формальная логика на том основании, что она якобы преодолевается материалистической диалектикой. Что же касается самой концепции философии, то учебник остался в пределах онтологически-мировоззренческой версии: марксистская философия изображена прежде всего как философская наука о материальном мире и лишь во вторую очередь как наука о мышлении и его законах.

Поначалу критика встретила учебник благосклонно, оценив его как крупный вклад в пропаганду диалектического и исторического материализма. Но в 1936 г. вопрос об учебнике был вынесен на заседание Политбюро, на котором Л. М. Каганович заявил, что он недостаточно выдержан с точки зрения принципа партийности, что в нем допущены грубые ошибки, в том числе по вопросу о законах диалектики и исторического материализма. Авторов учебника спасло, вероятно, то, что Сталин назвал его марксистским.

Важно отметить среди работ, определявших философскую жизнь 30-х гг., книгу О. В. Трахтенберга "Диалектический материализм" (ч. 1 - 4,1931 - 1934), которая в концептуальном отношении отличалась стремлением ликвидировать деление диамата на "онтологию" и "гносеологию" и преодолеть, по словам автора, фактическое игнорирование деборинцами положения о тождестве диалектики, логики и теории познания. Диалектический материализм рассматривался в книге как теория познания, которая оказывается лишь "другой стороной", отражением объективной диалектики мира. В аналогичном концептуальном ключе была написана и книга Г. Обичкина "Основные моменты диалектического процесса познания" (1933) Хотя предметом ее была сугубо гносеологическая проблематика, автор тем не менее отвергал "допущение какой-то особой логики или теории познания, отличной от диалектики" и утверждал, что материалистическая диалектика есть единство мировоззрения и метода, теории познания и логики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Глобальные проблемы современности
...