5. Историко-философские, этические и эстетические исследования
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Новые тенденции и направления в философских исследованиях (60 - 90-е гг.) / 5. Историко-философские, этические и эстетические исследования
Страница 2

Заметными событиями в философской жизни явились выход в свет серии трудов по истории диалектики, пятитомной "Философской энциклопедии" (1960 - 1970) и издание многотомных философских первоисточников в серии "Философское наследие". Историко-философская наука обогатилась трудами по древней, античной, средневековой философии, эпохи Возрождения (В. Ф. Асмус, А. Ф. Лосев, В. В. Соколов, А. Н. Чанышев, Ф. Х. Кессиди, Д. В. Джохадзе и др.), философии нового и новейшего времени (М. Ф. Овсянников, Б. Э. Быховский, А. В. Гулыга, Ю. К. Мельвиль, Н. В. Мотрошилова, В. М. Богуславский, Т. Б. Длугач, Г. Г. Майоров и др.). Исследовались направления современной философии на Западе - экзистенциализм, неопозитивизм, феноменология, философская антропология, неотомизм, прагматизм, критический рационализм, герменевтика, структурализм и др. (П. П. Гайденко, Б. Т. Григорян, Ю. Н. Давыдов, А. Ф. Зотов, Э. Ю. Соловьев, Г. М. Тавризян, Н. С. Юлина, И. С. Вдовина, А. М. Руткевич и др.). Получил развитие новый тип исследований - историко-философское страноведение, т. е. анализ философской мысли в контексте духовной культуры отдельных стран - Скандинавии (А. Г. Мысливченко), Италии (С. А. Эфиров), Латинской Америке (А. В. Шестопал) и др.

В самостоятельное направление сложились исследования философии и религии в странах Востока - Китае, Индии, Японии, Иране, арабских странах (С. Н. Григорян, М. Т. Степанянц, A.В. Сагадеев, В. Г. Буров, Е. А. Фролова и др.).

Широкое развитие получили исследования истории марксистской философии (Т. И. Ойзерман, Н. И. Лапин, А. Д. Косичев, Б. В. Богданов, М. Н. Грецкий, М. В. Романенко, В. Ф. Титов и др.).

Все более важное значение приобретали исследования по истории отечественной философии. Первым обобщающим трудом стали "Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР" (в 2 т., 1955 - 1956). Более полное исследование истории философской мысли русского и других народов СССР с древнейших времен до последней трети XX в. нашло отражение в пятитомной "Истории философии в СССР" (1968 - 1988), подготовленной большим коллективом авторов (руководитель В. Е. Евграфов). При всей значимости этого фундаментального труда он во многом не был свободен от существенных недостатков в плане как методологии, так и содержания (расширительное понимание предмета философии, недостаточное внимание к идеалистическим течениям и т. д.). Систематическое изложение историко-философского процесса в России дано в монографии А. А. Галактионова и П. Ф. Никандрова "Русская философия XI - XIX вв." (1970; 2-е изд., 1989). Эта книга пользовалась популярностью как учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов.

Постепенно историография русской философии обретала новые параметры и акценты. Появились специальные труды по эпохе Киевской и Московской Руси (М. Н. Громов, B. В. Мильков и др.). Но выявился большой разброс точек зрения по вопросу о том, что представляет собой древнерусская философская мысль XI - XVII вв. 1000-летие принятия христианства Киевской Русью стимулировало исследования по древнерусской культуре, в том числе философии. Расширился круг представлений о русской философии XVIII в. (В. А. Малинин, П. С. Шкуринов, И. Я. Щипанов и др.). Выявились различные оценки материалистического направления в русской мысли 40 - 60-х гг. XIX в., представленного именами Белинского, Герцена, Огарева, Чернышевского, Добролюбова, Писарева и их единомышленников. Ряд авторов традиционно трактовали взгляды этого круга мыслителей как "философию русских революционных демократов" (А. Н. Маслин, 3. В. Смирнова, В. В. Богатов, А. Т. Павлов, А. Д. Сухов и др.); другие считают их главными представителями русского просветительства XIX в. (В. Ф. Пустарнаков и др.). Проявился интерес к консервативно-романтическому направлению в русской философии XIX в., особенно к взглядам П. Я. Чаадаева и славянофилов. Прошли острые дискуссии о роли и месте славянофилов в истории русской мысли. Существенный сдвиг произошел в изучении русской идеалистической философии XIX - XX вв.: былое игнорирование сменилось растущим интересом (Л. А. Коган, П. П. Гайденко, В. А. Кувакин, Н. С. Семенкин, В. В. Сербиненко).

Этическая мысль. В 1960г. в Ленинграде состоялось совещание, которое сыграло большую роль в интенсификации и координации научной работы в области этики. В ходе дискуссии была подчеркнута необходимость разграничения понятий "мораль" и "этика". Этика определялась как наука о сущности и законах развития морали. Специфика морали выявлялась через своеобразие ее социальной функции, состоящей в том, чтобы согласовывать поведение личности с интересами социального целого.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...