5. Историко-философские, этические и эстетические исследования
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Новые тенденции и направления в философских исследованиях (60 - 90-е гг.) / 5. Историко-философские, этические и эстетические исследования
Страница 3

Важным этапом в развитии этических исследований явилось обращение ряда ученых к деятельностному принципу, мораль истолковывалась как один из аспектов человеческой деятельности. В связи с этим были уточнены положения относительно происхождения морали. Если представители традиционной точки зрения выводили нравственность из первичных форм трудовой деятельности, то другие философы (А. А. Гусейнов, А. Г. Харчев, А. И. Титаренко) связывали возникновение морали не с самим по себе трудом, а прежде всего с развитием личности, ее свободой и ответственностью, возможностью выбора ею той или иной "линии поведения". Этот же подход был применен и к интерпретации нравственных норм. Если одни авторы относили их исключительно к области сознания (что приводило к субъективизации норм), то другие (О. Г. Дробницкий, Л. М. Архангельский) рассматривали их одновременно как элемент и морального сознания, и нравственной практики - традиций, привычек, обычаев. В этой связи были предприняты попытки определения понятий "обычаи" и "нравы". Впервые была поставлена проблема нравственных ценностей, выступающих своего рода стимулом к деятельности и связанных с ее оценкой. Большое место в работах занимали вопросы о структуре морали и возможностях построения общей этической теории, т. е. общефилософские вопросы этики.

Разработка рядом исследователей вопроса о социальной природе морали как способе духовно-практического овладения миром позволила рассматривать структуру морали как в плане ее соотнесенности с поведением человека, так и с учетом ее внутренних компонентов - моральных императивов, мотивов, личностных позиций. Такой подход давал возможность обратить внимание на ряд малоизученных аспектов морального сознания: связь поступков с поведением, взаимодействие намерений, мотивов, переживаний и моральных качеств личности. Был сделан вывод, что "поведение и моральное сознание относятся друг к другу не как две рядом и независимо друг от друга существующие системы или структуры, а как целое и его сторона. Лишь в абстракции, вполне допустимой в научном исследовании, можно рассматривать моральное сознание и его внутреннюю структуру в качестве изолированного объекта. В действительном же своем существовании оно включено в более широкую систему человеческой деятельности (поведения)".

Эстетические исследования. Оживление исследовательской работы в области эстетики в рассматриваемый период сопровождалось рядом дискуссии по коренным вопросам эстетической науки. В вопросе о том, является ли эстетика общей теорией искусства или учением о красоте, большинство ученых пришло к выводу, что она призвана изучать всю сферу эстетического мироотношения человека.

Важное значение имели дискуссии во второй половине 50 - 60-х гг. о природе эстетического, сущности самого эстетического отношения. Сторонники "природной" концепции исходили из того, что эстетические качества действительности существуют до и независимо от человеческого общества. Этой точке зрения была противопоставлена "общественная" концепция, согласно которой красота существует не как естественное свойство природы, а как свойство "очеловеченной", т. е. вовлеченной в систему человеческих отношений, природы, ставшей для человека значимой в силу тех или иных ее свойств. В ходе дискуссий было выдвинуто положение о необходимости аксиологического (ценностного) анализа природы эстетического. Категория красоты определялась как особого рода ценность, возникающая во взаимодействии субъекта и объекта. Объективная сторона эстетического выступает как ценность, а субъективная - как оценка. Рассматривая эстетическое отношение как ценностное, исследуя соотношение категории прекрасного и общественного идеала, ученые стремились определить место эстетической ценности среди других ценностей - познавательных, нравственных, религиозных.

В 70 - 80-х гг. усилилась взаимосвязь эстетических исследований с естественными, техническими и общественными науками. В ряде работ анализировались проблемы, возникающие на стыке между эстетикой и теорией информации, психологией восприятия и творчества. Это позволило углубить понимание соотношения образа и знака, отражения и моделирования в искусстве. Появились работы по методологии современного искусствознания как науки, труды по семиотике искусства и т. д. Искусство рассматривается в них не только как объект, но и как источник философского знания, а фил

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...