В философских рассуждениях Соловьева, как и в рассуждениях Достоевского, чрезвычайно большую роль играет образ Иисуса Христа. Поэтому два выделенных выше смысла Богочеловечества у Соловьева отражаются в двух различных интерпретациях образа Христа. С одной стороны, Христос - это онтологически реальное божественное единство всех метафизических существ, всего мира, - личностное выражение этого единства. Для земного человека такой Христос оказывается сверхчеловеческим объектом поклонения, а не конкретной исторической личностью. В рамках второго понимания Богочеловечества Христос - это конкретный человек, впервые осуществивший в себе свою божественность - то есть продемонстрировавший тот идеал, к которому должно идти человечество. Соловьев пытается соединить оба этих понимания, преодолеть их противоречие; но, в конечном счете, это ведет к тому, что исторический Христос становится символом метафизического Христа, символом сверхчеловеческой реальности Абсолюта-сущего, Абсолюта-всеединства. Такое символическое отношение Христа исторического к Христу метафизическому задает ключевую парадигму философского мировоззрения Соловьева. Все явления земной исторической действительности в свете указанного дуализма земного и божественного точно так же приобретают символический смысл, превращаются в условные свидетельства высшей реальности, в которой и заключается главное для человека. Этот мистический символизм является одной из характерных черт мироощущения Соловьева, порождает своеобразную настроенность на интуитивно-чувственное проникновение в запредельную, божественную реальность и уверенность в близости этой реальности (что, однако, не снимает дуального противостояния божественного и земного). Эта составляющая мировоззрения Соловьева получила яркое воплощение в его стихотворениях и затем была унаследована русскими поэтами-символистами.
Только в поздних сочинениях Соловьев пытается преодолеть внутреннюю противоречивость своего подхода к человеку. Прежде всего это относится к самому фундаментальному из его трудов - "Оправдание добра" (первое издание - 1897г.).
Здесь мы находим однозначное перемещение центра тяжести с понимания Абсолюта-всеединства как онтологической реальности на его понимание как идеала для деятельности человека в мире. Сама необходимость "оправдания" добра возникает в связи с тем, что идеал добра и совершенства, предзаданный в Боге, еще не есть "окончательное" добро, поскольку этот идеал еще не стал реальностью в нашем мире. Только историческое осуществление идеала позволит говорить, что добро является "оправданным" в его стремлении переустроить мир по своим законам. И важнейшим условием его осуществления является деятельность человека, без которой "Царство Божие" останется только идеальной целью, а не полноценной действительностью нашего мира. "Человек дорог Богу не как страдательное орудие Его воли, - пишет Соловьев, - таких орудий довольно и в мире физическом, - а как добровольный союзник и соучастник Его всемирного дела. Это соучастие человеческое непременно входит в самую цель Божьего действия в мире, ибо если бы эта цель мыслима была без деятельности человека, то она была бы уже от века достигнута, так как в самом Боге не может быть никакого процесса совершенствования, а одна вечная и неизменная полнота всех благ" (курсив мой. - И. Е.). Богочеловечест-во - это историческая роль человечества по реализации божественного совершенства в мире, причем божественное совершенство самого человека достижимо только в конце этого процесса, хотя Бог как реальная сила, реальная устремленность к совершенству действует в человеке постоянно и именно в наличности этой силы смысл Богочеловечества.
Радикальное изменение в последние годы жизни важнейших принципов мировоззрения Соловьева нагляднее всего отражается в одном из самых известных его сочинений, которому суждено было подвести итог его творческой биографии, - "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории". В связи с рассматриваемой проблемой в этой работе необходимо отметить два момента. Здесь впервые Соловьев высказывает явные сомнения в возможности окончательного воплощения Царства Божьего в мире и одновременно впервые признает, что зло обладает реальной силой, что оно способно победить добро в мире, в связи с чем особое внимание уделяет резкой критике учения Л.Толстого о "непротивлении злу насилием". Иногда это произведение Соловьева противопоставляют всем его предшествующим трудам и рассматривают как признак его разочарования в основах своего учения (наиболее радикальным сторонником этой точки зрения был Л. Шестов). Однако можно сказать по-другому: здесь Соловьев осознал невозможность совмещения двух тенденций своей философии, о которых говорилось выше, и попытался, наконец, выбрать одну из них -ту, где в качестве Абсолюта принимается личность человека.
Смотрите также
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...