Развитие идей Вл. Соловьева в творчестве С. и Б.Трубецких
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философская система Вл. Соловьева / Развитие идей Вл. Соловьева в творчестве С. и Б.Трубецких
Страница 1

Братья Сергей и Евгений Трубецкие были на десять лет младше Вл. Соловьева, но их связывала с ним близкая дружба и тесное научное сотрудничество. Хотя все русские философы, принадлежащие к поколению Соловьева и тем более к следующим поколениям, испытали его влияние, в творчестве Трубецких это влияние носит наиболее явный характер, и во многих своих сочинениях они непосредственно продолжают и развивают те идеи и концепции, которые составляли главное содержание философии Соловьева. Поскольку оба брата обладали глубоким и оригинальным философским мышлением, эта зависимость от Соловьева не превращалась в прямолинейное эпигонство, и нужно признать, что в трудах Трубецких содержится творческое и весьма нетривиальное развитие ключевых моментов соловьевской системы, конгениальное "первоисточнику".

Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905) и Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) происходили из известного аристократического рода. Их отец служил вице-губернатором в Калуге и был чрезвычайно просвещенным человеком, сумевшим дать своим детям (девяти сыновьям и дочерям) первоклассное образование.

Сергей и Евгений в 1881 г. одновременно поступили на юридический факультет Московского университета. Однако затем Сергей Трубецкой переходит на историко-филологический факультет и заканчивает его в 1885 г. Вся его последующая жизнь была связана с Московским университетом. В 1890г. он защищает магистерскую диссертацию "Метафизика в Древней Греции" и одновременно издает одну из важнейших своих работ "О природе человеческого сознания". В 1896г. он публикует еще одну важную работу "Основания идеализма", в которой излагает самые главные принципы своей метафизики, названной им "конкретным идеализмом". В 1900г. С.Трубецкой защищает докторскую диссертацию "Учение о Логосе в его истории". С 1901 г. он все больше времени уделяет общественно-политической деятельности и работе по реорганизации Московского университета. Осенью 1905 г. в самый пик студенческих волнений, связанных с начавшейся революцией, С.Трубецкой становится ректором университета, однако спустя всего 27 дней после этого умирает от апоплексического удара.

Евгений Трубецкой после окончания юридического факультета Московского университета преподавал в Ярославском юридическом лицее, затем в Киевском университете и, наконец, с 1906г. в Московском университете. Первым крупным философским трудом, принесшим ему известность, стала большая монография "Миросозерцание В.С.Соловьева" (1913). Свои собственные философские воззрения Евгений Трубецкой изложил в работах "Метафизические предпосылки познания" (1917) и "Смысл жизни" (1918). После революции он стал активным оппонентом новой власти; покинув Москву в 1918г., он примкнул к Добровольческой Армии. Умер он в 1920г. в Крыму, незадолго до его занятия Красной Армией.

Сергей Трубецкой особенно прославился своими трудами по истории философии; его книги "Метафизика Древней Греции" и "Учение о Логосе в его истории" стали классикой русской историко-философской мысли и породили традицию глубокого и вдумчивого исследования самых разных эпох в истории европейской культуры.

Обращаясь к двум наиболее известным его трудам, посвященным изложению собственных философских воззрении, мы прежде всего сталкиваемся с той проблемой, которая постоянно занимала внимание абсолютно всех мыслителей XIX в., - с проблемой соотношения отдельной личности и общечеловеческого, соборного целого. Хотя в решении этой проблемы С.Трубецкой опирается прежде всего на идеи Соловьева, в своей концепции соборного сознания он подводит итог всем размышлениям на эту тему в русской философии начиная с Чаадаева.

Подобно Соловьеву, С.Трубецкой детально разбирает два главных направления в развитии классической европейской философии - эмпиризм и идеалистический рационализм - и приходит к выводу, что они не способны дать адекватного разрешения указанной проблемы и поэтому бессильны объяснить феномен индивидуального сознания. Как ни странно, но в обоих этих направлениях С.Трубецкой находит одну и ту же ложную тенденцию к абсолютизации личности, обусловленную идеологией протестантизма. В эмпиризме происходит непосредственная абсолютизация наличной данности индивидуального сознания вместе с его содержанием. Более сложным путем приходит к тому же результату рационализм. Здесь субъективные мысли отдельной личности и ее субъективное сознание "возвышаются" до "абсолютной субъективности", которая и выступает истоком и носителем всего существующего. Философы этого направления (от Декарта до Гегеля), как считает С. Трубецкой, получают в результате такой процедуры не реальный и "полновесный" Абсолют, а отвлеченную абстракцию, которая утрачивает связи с подлинной реальностью, с тем, что подлинно есть. "И если бы мы даже были в состоянии построить вселенную из понятий, из чистых форм разума, - одно бытие этой вселенной, один факт, что она есть, - не имеет в себе ничего рационального, ничего такого, в чем мы могли бы убедиться a priori. Реальность не есть категория рассудка, но нечто такое, что эмпирически испытывается как данное, нечто вполне иррациональное". Невозможность охватить абстрактным Абсолютом реальное бытие заставляет наиболее глубоких мыслителей (Шеллинга, Шопенгауэра, Э. Гартмана) предположить, что указанный Абсолют является по своей сути "бессознательным", иррациональным началом и что он лишь "постепенно", в сверхвременном метафизическом процессе приходит к состоянию самосознания (окончательного "успокоения"). Признавая нелепость применения понятия становления к Абсолюту (отметим, что и у Соловьева и у последующих мыслителей мы находим совершенно иное мнение по этому поводу), С. Трубецкой отвергает всю немецкую философию, основанную на этом принципе, и предлагает свою версию понимания человеческого сознания и его отношения к Абсолюту.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...