Развитие идей Вл. Соловьева в творчестве С. и Б.Трубецких
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философская система Вл. Соловьева / Развитие идей Вл. Соловьева в творчестве С. и Б.Трубецких
Страница 5

Время понимается им не как негативная, а как позитивная характеристика бытия, необходимая для полноты Абсолюта и подчиненная вечности и полноте абсолютного сознания: " .спокойствие вечного божественного созерцания не только не нарушает реальности времени и временного, а, наоборот, сообщает временному безусловную достоверность: достоверность каждого момента времени и всякого временного ряда в его целом обусловливается именно тем, что все эти ряды в абсолютном сознании от века видны как законченные, в их полноте". Эта концепция (восходящая к идеям Чаадаева) позволяет Б. Трубецкому оправдать свободу и творчество человека, которые при понимании времени только как негативной характеристики земного бытия пришлось бы признать иллюзорными, не имеющими смысла на фоне божественного "провидения" и вечного божественного творчества (так происходит, например, в концепции П.Флоренского, см. раздел 17.5). "Моя свобода, - пишет Е.Трубецкой, - была бы нарушена в том случае, если бы божественное провидение предопределяло мои действия, т. е. если бы оно было их причиною. На самом деле мои действия, как и все вообще события во времени, совершаются вовсе не потому, что их предвидит Бог: наоборот, Бог их видит потому, что они совершаются. - В сущности, тут нет даже предвидения в точном смысле слова, а есть всеединое Божественное видение, которое простирается на все совершающееся во времени. Божественное предвидение моих действий не есть какое-либо представление о них, которое им предшествует: это - непосредственное созерцание моих действий, которые не перестают быть моими и свободными оттого, что они - вечно перед очами всеединого сознания". Мы не будем останавливаться подробнее на этом элементе философских взглядов Е.Трубецкого, поскольку аналогичную концепцию гораздо более глубоко и оригинально разрабатывали в те же годы его младшие современники С.Франк и Л.Карсавин.

Рассматривая причины несовершенного, раздробленного состояния мира, Е.Трубецкой воспроизводит известную концепцию, в которой эта причина отождествляется со свободой человека. Свобода была дана человеку Богом ради того, чтобы он был совершенным и свободно соединился с Богом, но она же содержит в себе возможность греха. Соответственно, главная задача человека на пути к Богу и к совершенству (полноте всеединства) состоит в отказе от своей "негативной" свободы и подчинении Богу, абсолютному сознанию, идеалу всеединства. При этом Е. Трубецкой резко критикует Соловьева за его понимание Софии (эта критика распространяется и на С. Булгакова, который в этом элементе был прямым наследником Соловьева). Сохраняя само понятие Софии как совокупности идеальных, божественных образцов всех вещей, всего мира, он категорически отвергает отождествление Софии с совокупным человечеством (что приводило Соловьева к чисто гностической идее - к выводу о "грехопадении" самой божественной Софии). "В действительности . София - вовсе не посредница между Богом и тварью, ибо Христос сочетается с человечеством непосредственно. Она - неотделимая от Христа Божия Мудрость и сила. Если так, то мир, становящийся во времени, есть нечто другое по отношению к Софии. София как неотделимая от Бога сила Божия по тому самому не может быть субстанцией или силой чего-либо становящегося, несовершенного, а тем более - греховного". София, по Е. Трубецкому, - это божественная сила, действующая в мире и обусловливающая возможность его совершенства; свободное соединение человека с этой силой является необходимым условием для реализации совершенного, всеединого состояния его собственного бытия и бытия всего мира. Возможность и действенность этого соединения человека и мира с Софией обусловлена фактом явления Христа, который Е. Трубецкой, подобно Соловьеву, рассматривает не столько как историческое событие, сколько как онтологический фактор, обусловливающий принципиальное единство божественного и земного, Бога и человека, и в этом смысле "длящийся" в каждом моменте земного времени. Это единство и определяет содержание Богочеловечества, непосредственной движущей силы преображения земного бытия.

Особой заслугой Е.Трубецкого явился глубокий философский анализ русской иконописи, осуществленный в цикле работ, объединенных под заглавием "Умозрение в красках" (1915-1918). В русской иконе Е.Трубецкой обнаружил символическое, образное выражение главной черты всего нашего национального мировоззрения - представления о глубокой "оправданности" и "осмысленности" всего земного бытия, достойного преображения к божественному совершенству в каждом, даже самом незначительном и мельчайшем своем элементе.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...