Мир как система субстанциальных деятелей
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философская система Н. Лосского / Мир как система субстанциальных деятелей
Страница 1

К своей метафизической концепции, выстроенной на основе тех же самых идей, которые разрабатывали А. Козлов и Л. Лопатин, Лосский подходит, отталкиваясь от гносеологии интуитивизма. Исходным пунктом его рассуждений является противопоставление неорганического и органического мировоззрения.

Пытаясь понять окружающее бытие, мы неизбежно приходим к идее единства мира. Однако это единство можно понимать по-разному. Можно считать, что отдельные элементы бытия являются первичными и самостоятельными, а мировое целое есть нечто вторичное, возникающее из внешних отношений элементов. Такой подход приводит к неорганическому мировоззрению. Но можно, наоборот, полагать, что независимым, исходным является целое, а части этого целого и элементы в нем порождены целым, "происходят" из него. Такое мировоззрение, отдающее приоритет целому, Лосский называет органическим.

Исследуя принципы, на которых основаны эти типы мировоззрения, Лосский приходит к выводу, что органическое мировоззрение обладает очевидным превосходством над неорганическим, что последнее вообще не может быть проведено последовательно, без противоречий. Любая попытка мыслить части и элементы бытия неизбежно предполагает явное или неявное представление о бытии в целом; любой поклонник неорганического мировоззрения, утверждает Лосский, при достаточном внимании к своим собственным рассуждениям неизбежно заметит, "что даже и в то время, как он на словах отрицал органическое строение мира, он на деле в каждом своем суждении тихомолком руководился созерцанием целости мира, по крайней мере, в образе пространственного единства его".

Однако, приняв органическое мировоззрение, мы сталкиваемся с принципиальным вопросом: в какой форме дано целое мира? Раздробленность и многообразие мирового бытия очевидно, а вот его органическая целостность требует определенного обоснования и разъяснения. Непосредственным проявлением целостности бытия Лосский считает наличие отношений между отдельными его элементами. Идея первичности целого перед частями заставляет нас в рамках органического мировоззрения признать отношения обладающими более высоким онтологическим статусом, чем элементы, связываемые этими отношениями. Если сами элементы, вступающие в отношения, принадлежат пространству и времени и являются реальными, то отношения, возвышаясь над элементами, возвышаются и над пространством и временем, являются идеальными и представляют собой наиболее явную часть идеального бытия. Называя отношения отвлеченно-идеальным бытием, Лосский признает их несамостоятельными, происходящими, в свою очередь, от какого-то более высокого (в онтологическом смысле) начала. Чтобы пояснить, что это за начало, Лосский обращает внимание на то, что наиболее простой и наглядный образец единства какого-то набора элементов в нашем опыте дает акт созерцания субъекта. "В самом деле, - пишет он, - единство, кажущееся столь загадочным, если приписать его самому материальному миру, становится очевидным и как бы не требующим дальнейших пояснений, если рассматривать предмет как мысль субъекта, передо мною раскидистый дуб, как бы много ни было у него ветвей, как бы ни было разнообразно их положение в пространстве, кажется само собою понятным, что они составляют единый предмет моего созерцания, в котором верх и низ, передний и задний план собраны в одно целое".

Отметим, что этот ход мысли очень похож на тот, который привел Козлова к полаганию субстанциальности "я" и к представлению о первичности субстанции "я" по отношению ко всем прочим формам бытия. Нетрудно также увидеть здесь сходство с рассуждениями Вл. Соловьева о различии "бытия" и "сущего" и о приоритете сущего (как абсолютной целостности и начала бытия) над определенным и раздробленным бытием. Однако из этих двух существенно различных направлений развития одной и той же идеи Лосский сознательно выбирает то, в котором двигались Козлов и Лопатин; он полагает в качестве центра своей метафизической системы понятие субстанции. Созерцание только потому дает наглядный и универсальный пример единства многообразного, что оно является функцией, деятельностью созерцающего субъекта, возвышающегося в своем бытии над пространством и временем, точно так же как и над "погруженным" в них раздробленным бытием. Будучи причиной, активным источником всех своих проявлений в пространстве и времени, этот субъект есть конкретно-идеальное бытие, целостное и независимое существо, или, в терминологии Лосского, субстанциальный деятель.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...