Мир как система субстанциальных деятелей
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философская система Н. Лосского / Мир как система субстанциальных деятелей
Страница 2

Интересно, что исток развиваемой им концепции Лосский находит в философии Платона, который, построив мир идей, мир отвлеченно-идеального бытия (бытия отношений), в конце концов осознал невозможность ограничиться им и был вынужден ввести конкретно-идеальное бытие - самостоятельное (субстанциальное) начало, творчески реализующее идеи в конкретном чувственном бытии; таким началом, считает Лосский, у Платона является Демиург, создатель Космоса.

Следующий вопрос, который ставит и решает Лосский, связан с характером выявленного сверхвременного и сверхпространственного бытия. Теоретически его можно было бы мыслить однородно-цельным, однако Лосский считает, что в этом случае невозможно было бы объяснить разнообразие мирового бытия; "в пространственно-временнбм мире, кроме стороны целости, всегда есть еще и сторона непреодоленного раздробления, указывающая на множественность субстанциальных деятелей, находящихся друг к другу в отношении непримиримой противоположности". Поэтому сверхфеноменальный мир нужно мыслить как множество субстанций, находящихся во взаимосвязи между собой и образующих единую органическую систему. Характер этой системы представляет собой еще одну очень сложную проблему. Рассматривая ее, Лосский создает наиболее замысловатую и достаточно спорную концепцию, в чем-то напоминающую концепцию "метафизических существ" Соловьева.

Многообразие мира непосредственно связано с наличием различий и противостояний элементов в нем. Лосский выделяет два существенно отличающихся друг от друга типа противостояния, .противоположности элементов. Первый тип задает качественную определенность объектов и безразличен к пространству и времени, поэтому соответствующую противоположность можно также назватьидеальной. Ее наличие не ведет к отрицанию возможности сосуществования различных свойств и объектов, поэтому она может быть названа логическою противоположностью. Например, качество твердости и качество прозрачности лишь логически, идеально противостоят друг другу, но при этом могут сосуществовать в одном объекте (в куске горного хрусталя), делая его более конкретным и индивидуальным. В связи со всем сказанным Лосский называет противоположности этого типа также индивидуализирующими. Однако в мире мы находим и противоположности другого типа, приводящие не к обогащению и индивидуализации бытия, а наоборот, к его обеднению и упрощению. Это реальные и противоборствующие противоположности, ведущие к вытеснению одних элементов бытия другими. Наиболее наглядно их действие проявляется в противостоянии сил, сталкивающихся в одной точке пространства.

Сравнивая эти два типа противоположностей, Лосский приходит к выводу, что первый из них является более глубоким и в метафизическом смысле более "обоснованным", поэтому он должен иметь место и на уровне реального, пространственно-временнбго бытия, и на уровне субстанциальных деятелей. Напротив, второй, "отрицательный" тип противоположностей, вообще говоря, имеет смысл только в реальном пространственно-временнбм мире и не может быть буквально отнесен к миру субстанций. Однако у него, конечно же, должен быть некоторый "истою> в мире субстанций - в силу принципа непосредственного происхождения всех явлений пространственно-временнбго мира из деятельности субстанций (Лосский, в противоположность Лопатину, избегал называть его принципом "имманентности" субстанций своим явлениям, поскольку полной имманентности здесь не подразумевается; субстанция все-таки "возвышается" над своими пространственно-временными явлениями). Для того чтобы понять, в чем состоит этот "исток", Лосский обращается к еще более общей проблеме - проблеме происхождения самого мира субстанций.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...