Пожалуй, наиболее оригинальной частью всей метафизической концепции Лосского оказывается та, где описывается "царство вражды", реальный пространственно-временной мир. В этой части Лосский наиболее последовательно и творчески развивает представления Козлова и Лопатина. Вспомним один из принципиальных моментов метафизической концепции Лопатина (см. раздел 7.3). Утверждая, что субстанция имманентна своим проявлениям, Лопатин задает совершенно определенную методологию метафизического описания субстанций и их деятельности: мы должны, отталкиваясь от форм и законов мира явлений, идти к пониманию структуры деятельности субстанции; и, наоборот, описание деятельности субстанций должно демонстрировать, почему она "является" в материальном мире именно через такие его формы и закономерности. Только такая методология способна наполнить реальным содержанием тезис об имманентности субстанции своим проявлениям. Сам Лопатин не сумел пойти по этому пути, его суждения о связи мира субстанций и мира явлений, скорее, свидетельствуют в пользу представления о трансцендентности субстанций. У Лосского же мы находим достаточно ясное и последовательное применение этой методологии.
Поскольку важнейшими характеристиками нашего мира являются реальные, "несовершенные" пространство и время, именно описание их "возникновения" и их структуры имеет первостепенное значение для концепции Лосского. Нужно признать, что он очень логично и естественно объясняет эти характеристики на основе главного принципа, описывающего деятельность "отпавших" субстанций, - самоутверждение через эгоистическое обособление от Бога. Как пишет Лосский, "всякий член царства вражды сам стремится стать Абсолютным и хочет сам от себя создать абсолютную полноту жизни. Все действия, предпринимаемые для этой цели, не только не достигают ее, но и вообще удаляют от абсолютности, поэтому член царства вражды всегда не удовлетворен своею деятельностью и принужден сполна или отчасти вступать на путь новых деятельностей, противоположных старому пути и тем не менее принадлежащих субъекту в том же самом отношении; такое совмещение в одном субъекте двух противоположных деятельностей в одном и том же отношении возможно не иначе, как путем отмены первоначальной деятельности, перехода ее в область прошлого, т. е. путем смерти ее. Здесь логические противоположности, сталкиваясь друг с другом в одном и том же отношении, приводят не к богатству и разнообразию жизни, а к самоотрицанию. Итак, царству вражды присущ низший тип времени - положительно-отрицательное время, в котором движение вперед и, следовательно, сохранение жизни возможно не иначе как посредством смерти старого". Время и пространство являются теми формами, в которых реализуется действие субстанций, осуществляемое по закону противоборствующей противоположности и в соответствии с "принципом смерти", вытеснения одного действия и состояния другими. Расстояние, разделяющее две точки пространства, - это выражение несогласованности и отталкивания действий субстанций (которые сами имеют непространственный характер), причем чем больше это отталкивание, тем больше расстояние между соответствующими точками, выступающими как пространственные центры явления в мире действий субстанций (или даже одной субстанции, осуществляющей несовместимые и противоборствующие действия).
Однако и противоборствуя друг с другом, действия субстанций не могут не сохранять относительного единства без которого не было бы даже общей сферы приложения противоборствующих сил. Это относительное единство также проявляется в структуре и в характере законов физического мира: "Если каждая особь стремится сохранить связь с остальными, хотя бы для подчинения их себе, то должно, существовать, кроме взаимного отталкивания, также и взаимное притяжение их; отталкивание образует более или менее ограниченную сферу непроницаемости, но в конце концов оно уравновешивается притяжением, которое исключает возможность бесконечного удаления друг от друга материальных частиц в пространстве". Но наиболее простой и одновременно наиболее явный уровень проявления общности и единства субстанций и их деятельностей выражен в целостности и связности самих структур пространства и времени. "В действительности мировое пространство может быть не иначе как целым, и каждый деятель совершает те или иные пространственные действия (например, притяжения согласно закону тяготения), простирающееся на весь мир, так что эта форма есть общий тождественный способ действования всех деятелей вместе, и пространство, реализуемое этим общим способом действия, есть единая тождественная для всех мировая форма. То же самое следует сказать и о времени". Более высокий и содержательный уровень проявления единства деятелей - это идеальные отношения, идеальные формы, которые уже упоминались выше под именем отвлеченно-идеального бытия. Теперь элементы этого бытия можно определить как "способы действования субстанциального деятеля". Именно поэтому они обладают характером общности, не имеют пространственного и временнбго определения и одновременно присущи множеству пространственно-временных вещей и явлений. В своей совокупности эти "способы действования" составляют единство, подобное единству мира идей в философии Платона, Лосский называет его Отвлеченным Логосом. Этот Отвлеченный Логос оказывается самым полным отражением в мире противоборствующих субстанций и в мире их пространственно-временных проявлений того абсолютного органического единства, которое реализовано в Царстве Божием. В связи с этим само Царство Божие теперь можно назвать Конкретным Логосом, кроме того, Лосский называет его Софией. При этом он категорически отвергает представление Соловьева о том, что "отпадение" мира от Бога было результатом свободного деяния Софии; у него София - это конкретная целостность субстанций, сохранивших свое единство с Богом, а "падшие" субстанции находятся как раз вне этого единства, вне Софии. София в его философии остается высшим идеалом для нашего мира, а мир идей, идеальных форм (Отвлеченный Логос) - как бы образцом для каждого акта деятельности субстанций, как бы совокупностью норм поведения для каждого деятеля.
Смотрите также
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...