Эти идеи являются безусловно верными и плодотворными для построения новой метафизики, объясняющей сущность человека и обосновывающей его центральное положение в бытии, однако в работе Вышеславцева они изложены очень банально и поверхностно (хотя и с многочисленными ссылками на авторитеты - от Августина до Хайдеггера) и не складываются в связную систему. Значительно более глубокую и оригинальную разработку тех же идей мы находим у более талантливых современников Вышеславцева - Н. Бердяева, С. Франка, Л. Карсавина, И. Ильина. Сам же он так и не смог написать вторую часть своего главного труда (о чем обещал в предисловии к "Этике преображенного эроса"), в которой должна была быть изложена его метафизическая система, выполненная в духе христианского платонизма. В последние годы жизни Вышеславцев оставил метафизику и занимался в основном проблемами социальной философии. В конечном счете, позитивное значение его главного труда можно видеть только в достаточно оригинальной попытке соединить религиозную этику с открытиями психоаналитической философии XX в., а негативное - в ясной демонстрации того факта, что последовательный христианский платонизм в XX в. уже не в состоянии породить никаких оригинальных метафизических и этических идей.
Смотрите также
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...