Проблема зла является ключевой для всякого последовательного монизма; наиболее естественное ее решение в рамках монистической философии дал еще Спиноза, отважившийся на утверждение об относительности различий между добром и злом. Для русской философии с ее этической направленностью и неустранимым исканием "высшей правды" такое решение было неприемлемо, пытается избежать его и Франк. https://www.allfordj.ru клавиши миди клавиатуры. Купить запчасти для миди клавиатуры.
В результате, хотя оба указанных выше направления, по-разному оценивающих положение человека в бытии, можно найти в его сочинениях, главная линия развития оказывается связанной с компромиссным вариантом; в нем Франк пытается преодолеть наиболее явные недостатки традиционного (второго) направления. Он вводит понимание Абсолюта, расходящееся с его трактовкой в рационалистической традиции западной философии. Признавая реальность Абсолюта, Франк считает его как бы "не вполне" абсолютным, как бы "незавершенным", еще только становящимся. В этом случае частные формы Абсолюта, всеединства, реализующиеся в жизни и знании отдельных людей, оказываются как бы естественными "центрами кристаллизации", точками роста и развития всеединства, еще только стремящегося к состоянию реального Абсолюта. Здесь проявляет свою эффективность принцип металогического, трансрационального единства противоположностей, составляющий основу философского метода Франка.
Этот принцип задает неразрывную связь рационального мышления и иррациональной (сверхрациональной, мистической) интуиции, позволяющей человеку постигать абсолютное бытие. Мышление, пытаясь подняться до Абсолюта, неизбежно сталкивается с необходимостью совмещения противоположных определений в отношении Абсолюта. Но это вовсе не означает, что мы подошли к границе доступного нам (как полагал Кант), наоборот, соединение противоположных определений - это необходимый этап в "подготовке" сознания к осуществлению акта интуиции. Этот акт возвышает сознание над противостоянием противоположностей и означает бытийное соединение личности с Абсолютом; сам Абсолют при этом должен быть понят как совпадение всех противоположностей (именно так его понимали Николай Кузанский и Шеллинг). Причем это совпадение нельзя интерпретировать как синтез противоположностей, в духе гегелевской диалектики: "синтез" оставляет свой результат на том же метафизическом уровне, что и синтезируемые стороны, Франк же подразумевает, что трансрациональное единство противоположностей по метафизическому статусу выше их самих и предполагает принципиально иное содержание, уже совершенно недоступное для рационального мышления.
Применяя принцип трансрационального единства к полярным понятиям покоя и движения, вечности и времени, Франк утверждает, что Абсолют одновременно причастен каждой противоположности в этих парах и выше каждой из них. Это позволяет говорить о всеединстве как о вечной жизни, как об абсолютном творчестве и абсолютном становлении. Приходится даже признать, что Абсолют обладает некоторым аналогом временной характеристики, как бы собственной "историей" (вспомним в связи с этим приведенные выше слова Франка из статьи "Личность и вещь" об историчности всего, что есть в реальности). Посвященные этой проблеме главы X-XI в книге "Предмет знания" являются центральными в изложении концепции Абсолюта у Франка и представляют собой одну из наиболее оригинальных сторон его философской системы. Такое понимание Абсолюта позволяет придать творчеству фундаментальное онтологическое значе
Смотрите также
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...