Единство человека и Абсолюта и проблема творчества
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Метафизическая система С. Франка / Единство человека и Абсолюта и проблема творчества
Страница 3

Проблема зла является ключевой для всякого последовательного монизма; наиболее естественное ее решение в рамках монистической философии дал еще Спиноза, отважившийся на утверждение об относительности различий между добром и злом. Для русской философии с ее этической направленностью и неустранимым исканием "высшей правды" такое решение было неприемлемо, пытается избежать его и Франк.

В результате, хотя оба указанных выше направления, по-разному оценивающих положение человека в бытии, можно найти в его сочинениях, главная линия развития оказывается связанной с компромиссным вариантом; в нем Франк пытается преодолеть наиболее явные недостатки традиционного (второго) направления. Он вводит понимание Абсолюта, расходящееся с его трактовкой в рационалистической традиции западной философии. Признавая реальность Абсолюта, Франк считает его как бы "не вполне" абсолютным, как бы "незавершенным", еще только становящимся. В этом случае частные формы Абсолюта, всеединства, реализующиеся в жизни и знании отдельных людей, оказываются как бы естественными "центрами кристаллизации", точками роста и развития всеединства, еще только стремящегося к состоянию реального Абсолюта. Здесь проявляет свою эффективность принцип металогического, трансрационального единства противоположностей, составляющий основу философского метода Франка.

Этот принцип задает неразрывную связь рационального мышления и иррациональной (сверхрациональной, мистической) интуиции, позволяющей человеку постигать абсолютное бытие. Мышление, пытаясь подняться до Абсолюта, неизбежно сталкивается с необходимостью совмещения противоположных определений в отношении Абсолюта. Но это вовсе не означает, что мы подошли к границе доступного нам (как полагал Кант), наоборот, соединение противоположных определений - это необходимый этап в "подготовке" сознания к осуществлению акта интуиции. Этот акт возвышает сознание над противостоянием противоположностей и означает бытийное соединение личности с Абсолютом; сам Абсолют при этом должен быть понят как совпадение всех противоположностей (именно так его понимали Николай Кузанский и Шеллинг). Причем это совпадение нельзя интерпретировать как синтез противоположностей, в духе гегелевской диалектики: "синтез" оставляет свой результат на том же метафизическом уровне, что и синтезируемые стороны, Франк же подразумевает, что трансрациональное единство противоположностей по метафизическому статусу выше их самих и предполагает принципиально иное содержание, уже совершенно недоступное для рационального мышления.

Применяя принцип трансрационального единства к полярным понятиям покоя и движения, вечности и времени, Франк утверждает, что Абсолют одновременно причастен каждой противоположности в этих парах и выше каждой из них. Это позволяет говорить о всеединстве как о вечной жизни, как об абсолютном творчестве и абсолютном становлении. Приходится даже признать, что Абсолют обладает некоторым аналогом временной характеристики, как бы собственной "историей" (вспомним в связи с этим приведенные выше слова Франка из статьи "Личность и вещь" об историчности всего, что есть в реальности). Посвященные этой проблеме главы X-XI в книге "Предмет знания" являются центральными в изложении концепции Абсолюта у Франка и представляют собой одну из наиболее оригинальных сторон его философской системы. Такое понимание Абсолюта позволяет придать творчеству фундаментальное онтологическое значе

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...