Гностические истоки метафизики Карсавина
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философия личности Л. Карсавина / Гностические истоки метафизики Карсавина
Страница 5

Описанная онтологическая конструкция является основой всех дальнейших построений Карсавина, она неизменно воспроизводится во всех его работах, обогащаясь все новыми и новыми деталями. При этом Карсавин настаивает на том, что она полностью соответствует православной догме, более того, он считает, что в его философии православное мировоззрение нашло себе наиболее адекватное и ясное выражение. В связи с этим полезно вспомнить резонные возражения, высказанные в адрес этого убеждения Карсавина В. Зеньковским. Рассматривая метафизику Абсолюта-всеединства, развиваемую Карсавиным в главных своих трудах, Зеньковский замечает, что "здесь нет отождествления или уравнивания Бога и мира, но здесь налицо такое их соотношение, при котором Абсолютное "соотносительно" миру, при котором оно немыслимо без мира: в Абсолютном нет свободы в отношении к миру (ни в акте творения, ни во взаимоотношении с миром)". В философии Карсавина тварное бытие (человек) оказывается необходимым выражением сущности Абсолюта, вне акта творения Абсолют не может осуществить себя как Абсолют и, значит, зависит от него; тварное бытие в сущности предсуществует, ибо оно есть "иное" Абсолюта и им неизбежно "полагается" ."

В своей критике Зеньковский точно определяет главную позитивную интенцию философии Карсавина, благодаря которой его философия по праву может быть поставлена в один ряд с самыми оригинальными философскими построениями XX в.: для него тварное, человеческое бытия оказывается необходимым и центральным элементом онтологии, только через анализ человеческого бытия можно осмыслить сущность и "структуру" Абсолюта. Используя два главных термина хайдеггеровской метафизики, можно сказать, что у Карсавина человеческое бытие выступает как "присутствие" Абсолюта (бытия как такового) в форме мира, и это "присутствие" имеет в своей основе акт "экзистирования" - акт "Богоявления в ничто"; поэтому основные метафизические характеристики бытия выявляются через анализ структуры человеческого бытия, в полном соответствии с принципом хайдеггеровской метафизики: "онтология есть феноменология человеческого бытия". Применение этой методологии заметно уже в ранних работах Карсавина, где особенно большое внимание уделяется тем же самым ключевым категориям, на которых основывалась метафизика Достоевского, - категориям любви, свободы, добра и зла.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...