Гностические истоки метафизики Карсавина
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философия личности Л. Карсавина / Гностические истоки метафизики Карсавина
Страница 1

Лев Платонович Карсавин (1882-1952) по своему университетскому образованию был историком-медиевистом, одним из самых талантливых учеников И. Гревса, создавшего блестящую школу медиевистики на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета. Карсавин закончил университет в 1906 г.; с 1910 по 1912 г. он находился в научной командировке в Италии и Франции, где изучал материалы по истории францисканства и ересей вальдансов и катаров. По возвращению в Россию Карсавин обобщил результаты своих исследований в двух больших сочинениях по истории религиозных движений: "Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII веков" (1912) и "Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии" (1915). Первая книга принесла Карсавину звание магистра, вторая - доктора всеобщей истории (защита состоялась весной 1916). Вторая книга была встречена коллегами-медиевистами весьма неоднозначно, поскольку в ней Карсавин отходит от характерной для исторической науки рубежа веков позитивистской методологии и осуществляет общекультурный анализ религиозных воззрений и религиозной психологии человека Средних веков. В дальнейшем Карсавин все больше склоняется к философии. В 1919-1922 гг. он является одним из активных участников Вольной философской ассоциации, в которую помимо него входили А. Блок, А. Белый, К. Петров-Водкин, Н. Лосский, Э. Радлов, А. Штейнберг и др. В 1919 г. Карсавин публикует первую философскую работу, брошюру "Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке, зле и семи смертных грехах". В 1922 г. выходит из печати книга "Noctes Petropolitanae", в которой опосредованно отразилась история трагической любви Карсавина. Осенью 1922 г. он был выслан за пределы России.

В эмиграции Карсавин сначала в Берлине, потом в Париже участвует в работе Религиозно-философской академии, основанной Н. Бердяевым. Однако вскоре происходит его отчуждение от основной массы русской эмиграции. В 1926-1929 гг. Карсавин примыкает к движению евразийства, возникшего в 1921 г. в Софии благодаря усилиям Н. Трубецкого, П. Савищкого, Г. Флоровского и П. Сувчинского; евразийство получило скандальную известность из-за того, что его приверженцы признавали историческую обоснованность гибели императорской России и полагали, что русская революция открывает для России перспективы стать лидером новой цивилизации, предназначенной объединить Европу и Азию. Разработке философской платформы евразийства была посвящена брошюра Карсавина "Церковь, личность и государство" (1927). В этот период он становится активным защитником большевизма и советского строя в России. В эти же годы выходят два важнейших философских труда Карсавина, книги "Философия истории" (1923) и "О началах" (1925). В 1928 г. Карсавин принимает предложение Каунасского университета возглавить кафедру всеобщей истории и надолго поселяется в Каунасе. В 30-е годы он публикует на литовском языке 5-ти томную "Историю европейской культуры". В 1929 г. выходит еще один важнейший философский труд Карсавина - книга "О личности". В 1940 г. Литва входит в состав СССР, однако Карсавин сознательно отказывается от бегства на Запад и продолжает преподавание, теперь в Вильнюсском университете. В 1947-1949 гг. он занимает пост директора Виленского художественного музея. Летом 1949 г. за демонстративный отказ от участия в "фарсе выборов без выбора" Карсавин был арестован и "за принадлежность к контрреволюционной белоэмигрантской организации и антисоветскую агитацию" (так было сказано в обвинительном заключении) приговорен к 10 годам лагерей. В конце 1950 г. Карсавин оказывается в северном концлагере Абезь, где прошли два последних года его жизни. Он прославился среди своих солагерников твердостью и ясностью духа, готовностью принять все выпавшие на его долю испытания, способностью заниматься духовной работой даже в нечеловеческих условиях. Умер Карсавин 20 июля 1952 г.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...