Творение мира оказывается в своей сущности актом самотворения Бога в чуждой ему сфере ничто. "Самотворение Бога, - пишет Карсавин, - для того чтобы быть таковым, должно быть Его вольным самоопределением, т. е. самоограничением и самооконечиванием Абсолюта, ибо только при этом условии Богоявление отлично от Богобы-тия. И вот это-то Богоявление, а лучше сказать - Богостановление, и есть творение конечного и относительного нечто, сущего только самоопределившим Себя Богом и в Боге, а с отшествием Бога прекращающегося в своем условном бытии. Как иное качественно, это нечто - ничто, и все же оно не ничто, а, будучи тождественным Богу и отражая в себе Бога, численно или сущностно от Бога отлично".
Описанная схема отношений Бога и тварного мира (твари), которую Карсавин считает третьей, наряду с пантеизмом и дуализмом, версией религиозной онтологии, является одним из краеугольных камней всей философской постройки. Ниже мы рассмотрим, как уже в первых своих сочинениях Карсавин углубляет и конкретизирует ее. Однако прежде необходимо сделать несколько общих замечаний.
Во-первых, здесь сразу же напрашивается сравнение исходного принципа системы Карсавина и соответствующих принципов, положенных в основу онтологических систем близких ему философов - С. Франка и М. Хайдеггера. Франк, как мы помним (см. раздел 13.5), отвергал онтологическую реальность ничто и развивал концепцию Абсолюта-всеединства, в которой относительное бытие есть все-таки бытие и, значит, определимо только как самоограничение абсолютного внутри самого абсолютного. Эта позиция приводит к достаточно стройной онтологии, которая неизбежно тяготеет к пантеизму. Однако она оказывается бессильной естественным образом объяснить зло и борьбу человека со злом, за свое совершенство. Система Карсавина в этом смысле представляет другой крайний вариант проведения концепции всеединства. Ничто здесь признается неким онтологическим "пространством", в которое Абсолют может внедрять себя, трансцендируя из себя самого. Нетрудно видеть, что эта онтологическая схема буквально совпадает с той, что лежит в основе фундаментальной онтологии Хайдеггера. По сути, то "Богоявление", или "самотворение Бога", о котором говорит Карсавин, - это и есть хайдегтеровское экзистирование, которое задает особое сущее - Dasein, "присутствие". "Не я существую, - утверждает Карсавин, - само бытие во мне существует. Не я становлюсь благим - Всеединое Благо само себя во мне актуализирует". Тварный мир у Карсавина предстает как система несовершенных эмпирических личностей, реализующих свое бытие в пространстве и времени. Это придает карсавинской идее "Богоявления в ничто" еще большее сходство с онтологией Хайдеггера, где экзисти-рование бытия в ничто определяет смысл конечного человеческого бытия. На первый взгляд кажется, что принципиальное различие между системами Карсавина и Хайдеггера состоит в том, что у первого бытие есть Бог и Абсолют, в то время как у второго бытие само по себе есть скорее тайна и бездна, и термины "абсолютное", "всеединое", "божественное" к нему применить невозможно. Однако на деле это различие оказывается не столь уж существенным. Развитие исходных принципов системы с неизбежностью приводит Карсавина к тому, что "реальным" Абсолютом у него оказывается система эмпирических личностей, а Бог оказывается некоторым идеальным пределом человеческого становления, "усовершения".
Смотрите также
Две особенности русского марксизма
...
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...