Современные программы анализа сознания
Основы современной философии / Философские проблемы сознания / Современные программы анализа сознания
Страница 4

Извлекая информацию о мире, человек в состоянии наделить ее определенными предметными значениями, которые в совокупности представляют интенциональные акты его сознания. Объем предметных значений информации превышает перечень тех из них, которые удается охватить человеку, благодаря интенциональной способности сознания. Он имеет дело (перерабатывает) с частью информационных значений, остальные оказываются вне досягаемости его сознания. Процедура интенционального восприятия когнитивных значений информации определяется тем, что имеется два вида интенциональных действий. Один из них «ответственен» за восприятие значений информации, поступающей «извне» сознания, а другой — за согласование и корректировку этих значений с информацией, содержащейся «внутри» сознания. Интенциональные действия (акты, операции) первого вида не только «распознают» значения, но и «дают» им названия. Они преобразуют их в акты сознания, выстраивая их в соответствии с правилами языка (речи). Одна и та же информация о мире может получать в сознании разные значения и названия, но с каждым интенциональным актом может быть связано только одно значение и одно название. Интенциональные механизмы сознания, ответственные за переработку информации «извне», формируют объективный смысл, содержание названий со свойствами его описательности, демонстративности и аналитичности. Если иметь в виду полноту определения значений информации, то она никогда не может быть исчерпывающей, т. е. достаточной.

Отвечая на вопрос, как возможна интенциональная организация сознания, необходимо, во-первых, отметить действия (операции), направляющие речемыслительные, чувственно-эмоциональные и регулятивно-волевые процессы на прием и идентификацию когнитивной информации, и, во-вторых, действие самоорганизующих механизмов, «подключающих» к актам преобразования информации внутренние ресурсы сознания — ресурсы памяти и прошлого опыта, эмоций и воли, воображения и т. п. Такие «подключения» требуются всякий раз тогда, когда преодолевается дефицит информации при определении ее значений, происходит сличение новых значений с известными, хранящимися в памяти. Действия по самоорганизации сознания, благодаря своим согласующим и корректирующим качествам, «стыкуют» информацию «извне» с информацией «изнутри» и тем самым устанавливают ее предметные значения. Например, самоорганизующие действия по согласованию и корректировке интенционального анализа информации при подключении прошлого опыта человека сводятся к следующим направленным актам: а) постоянному сканированию от искомых значений информации к известным и обратно; б) освобождению значений информации или приобретенных знаний от предрассудков; в) переоценке когнитивных значений информации; г) наконец, подтверждению или опровержению полученных предметных значений информации.

Кондиционалистские программы («conditio» означает «условие») акцентируют зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Влияние столь многообразных факторов на сознание опосредовано и порой глубоко скрыто. Но не считаться с их действием нельзя, ибо они весьма ощутимо влияют на потенциал активности сознания, на творческую активность личности. К тому же следует иметь в виду, что скрытность, законспирированность их действия зачастую провоцируют иллюзии спонтанности и беспричинности протекания процессов сознания.

Сведение сознания к знанию (например, в инструменталистских или интенционалистских программах) становится привычным в условиях, когда широкие массы людей вовлечены в процесс образования, понимаемый как процесс усвоения и использования знаний. Современное искусство и средства массовой коммуникации как бы «завершают» подобное образование. В результате чего межчеловеческие отношения, даже столь интимные феномены сознания как, например, любовь, строятся и регулируются сегодня на основе рационального расчета. Психологи отмечают заметное снижение культуры чувств, ее психологического и воспитательного эффекта. Односторонняя ставка культуры на рациональность сознания (особенно, на научное познание) привела к девальвации и отмиранию когда-то мощных механизмов цивилизации, работавших на уровне семейного воспитания, разных форм наставничества и педагогики, над формированием телесных, духовно-чувственных проявлений, их контролем и самодисциплиной.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...