2. Философия истории: поворот к человеку
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев / 2. Философия истории: поворот к человеку
Страница 2

В более поздних своих суждениях Белинский подверг критике фатализм и скептицизм в трактовке истории. В развитии общества он видел закономерный процесс деятельности людей, обусловленной объективными обстоятельствами: природными, национальными, историческими и т. п. При анализе социальных явлений Белинский стремился исходить из самой действительности, как он говорил, в надежде "в самом зле найти и средства к выходу из него". "Мертвые души" Гоголя критик приветствовал как творение, "беспощадно сдергивающее покров с действительности".

Обращение Белинского к "натуре человека" как исходному положению философско-антропологического обоснования взглядов на человека, общество и историю (антропологический принцип) - важное звено в эволюции его мировоззрения по направлению к материализму.

В начале 40-х гг. Белинский считал, что сущность личности обусловлена внутренне присущей каждому индивиду субстанцией, особой натурой, выражающейся в "особенности его духа"; в младенце, в тайниках его организма, уже заключена его особая субстанция - возможность всего того, чем каждый человек "назначен природою быть со временем". Поэтом или полководцем может быть только тот, утверждал он, в чьей субстанции лежит возможность быть поэтом или полководцем.

Сущность личности мыслитель характеризовал как свойство, присущее каждому индивиду от рождения. Между тем уже в этот период критик акцентировал внимание на социальном в человеке. Человек, по его выражению, имеет не одно только значение существа индивидуального и личного, он еще - член общества, сын времени и воспитанник истории: " .его образ чувствования и мышления видоизменяется сообразно с общественностью и национальностью, к которым он принадлежит, с историческим состоянием его отечества и всего человеческого рода".

В последний период своего творчества Белинский более последовательно высказывался о природной и социальной обусловленности развития человеческого индивида, исходил из того, что "создает человека природа, но развивает и образует его общество". Человек, подчеркивал он, зависит от общества "и в образе мыслей, и в образе своего действия". Мыслитель был убежден, что зло скрывается не в человеке, а в обществе; не природа, а социальные порядки в России являются причиной того, что "личность у нас еще только наклевывается, и оттого гоголевские типы - пока самые верные русские типы".

Социализация человека рассматривалась Белинским главным образом как процесс воспитания, образования, усвоения знаний, опыта и т. п. Человек от рождения, отмечал он, "все должен перенять от взрослых - и язык, и понятия, и формы жизни".

Отвечая на вопрос, что представляет собой личность, он писал: "Это такая же тайна, как и жизнь . Она ничтожна перед чувством, разумом, волею, добродетелью, красотою и тому подобными вечными и непреходящими идеями, но . без нее, преходящего и случайного явления, не было бы ни чувства, ни ума, ни воли, ни добродетели, ни красоты .". По его словам, только личность дает реальность и чувству, и уму, и гению, без нее все - или "фантастическая мечта, или логическая отвлеченность". Таким образом, личность, являясь ядром всех духовных сил человека, обеспечивает целостность его индивидуального бытия.

Каждый человек, по Белинскому, - личность, но людей "безличных" гораздо больше, нежели с резким выражением особенностей: чем общее личность, тем ничтожнее она, чем более поражает оригинальностью, тем она выше. Гений есть высочайшее развитие личности. Однако гениальность человека может остаться только "в возможности, а не в действительности", если для ее проявления не будет необходимых условий.

Поскольку человек силен и обеспечен только в обществе, то оно и должно обеспечить каждому нормальное развитие. Поэтому мыслитель стремился выявить закономерное и непреходящее в обществе, отделить его от "случайного, произвольного и преходящего

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...