Общество разумных или разумное общество?
Проблемы философии общества / Философия истории / Общество разумных или разумное общество?
Страница 2

Но мир не разумен не только в целом, но и в своих локусах. Посмотрим, чем поистине занимается правительство - так называемый, распорядительный и исполнительный орган. Разве правительство занимается проблемами изменения хозяйственных, семейных и т.п. отношений? - Ничуть. Сфера правительства - это электрификация, машиностроение, здраво - охранение и т.д., то есть слепое строительство пчелиных сот, проходящее в борьбе мнений и интересов.

Ну а парламент? Ведь это законодательный орган. Он разрабатывает законы, по которым должно жить общество или, во всяком случае, его законы должны отражать общественное бытие.

Вопрос поставлен принципиально, но и здесь ответ прост: парламентский закон (как и любой другой) - это паллиатив противоречивых интересов или (в худшем случае) плод односторонних интересов, то есть при любых обстоятельствах это не есть разумное (чисто рассудочное) управление общественными отношениями.

В качестве конкретного примера приведем феномен "демократизации" государственных институтов в периоды общественных кризисов. Мы имеем ввиду такие периоды, точнее, их начальную стадию, когда новое еще очень слабо и мало распространено. Поэтому представители нового находятся во вновь созданных органах демократии (ареопаге, думе, совете, парламенте и пр.) в мень-шенстве, составляя "оппозицию" консервативному и реакционно настроенному большинству. Тем самым создается искусственное (от имени народа) противодействие историческому развитию. И чем более демократична избирательная система, тем адекватнее избранные народом представители отображают структуру общественного сознания, истинное соотношение мнений, заведомо тяготеющее к консервативно-реакционному краю.

Такую ситуацию мы имеем в наше время в России, Белоруссии, Украине и прочих бывших "республиках" Советского Союза.

С другой стороны, уже давно общим местом стали жалобы схоластов от науки на то, что активные политики не желают учиться на исторических ошибках (по-видимому, по незнанию), повторяя их снова и снова. Наш читатель улавливает, что само понятие ошибки, уместно лишь при разумном действовании, при разумном управлении государством (если бы таковое было возможно). В действительности же то, что одни считают исторической ошибкой, а другие, напротив, - верным решением, как правило, является исторической необходимостью и, как таковое, многократно тиражируется в аналогичных исторических ситуациях. Действительно, никто не считает "ошибкой" отклонение кометы от расчетной траектории, и если возмущающая сила постоянна, то "ошибка" будет регулярно повторяться и т.п.

Итак, мы готовы прийти к заключению, что отнюдь не разум

движет общественным процессом, взятым как целое.

В то же время, человеческий разум есть момент всемирного разума - некой структурообразующей силы, которая "создает" или "проявляется" в сложнейших конструкциях внутриатомых структур, в изящных формах кристаллов, в морфологии всего живого, в том числе человека и человеческого общества.

Поэтому, хотя общество не живет человеческим умом, но оно разумно как продукт всемирного разума, которым "созданы" и пчелиная семья, и пчелиные соты, логарифмическая спираль улитки и купол медузы и т.п.

Так что, бытие человека, как биологического вида, поддерживается и регулируется теми же законами, что и существование животных других популяций.

Таким образом, мы показали, что человеческое общество есть общество разумных, но, как целостное образование, - это одна из объективных и малопознанных самопроцессирующих структур.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...