Национализм и исключительность
Проблемы философии общества / Политология / Национализм и исключительность
Страница 1

В чем мы видим сущность национализма, как такового, на бытовом уровне, не отягощенного политикой? Определяющую роль играет в национальном чувстве противопоставление индивидуальной ущербности и социальной значимости.

Действительно, человек ощущает свою неполноценность по сравнению с другими животными, от природы обладающими качествами, которых не имеет человек: умением летать, плавать, быстро бегать и т.д. Тем более индивид ощущает свою ущербность в отношении более умелого, более талантливого индивида, он ощущает себя обделенным в отношении более уважаемой, социально-значимой личности. Поэтому национализм, выступая как средство, восстанавливающее моральное равновесие, есть форма самосознания индивида, воспринимающего себя, как личность выдающуюся по своей природе, значительную по своему рождению, по крови, не нуждающуюся ни в каких внешних доказательствах своей самости.

В то же время, бытовой национализм, как постоянно присутс-тву-ющий момент общественных отношений, имеет тенденцию сохранения национальной культуры путем своего отмежевания от иных культур и направлен на сохранение генетического вида путем своего отказа от смешанных браков и т.д.

Таким образом, хотим мы того или нет, идея национальной исключительности есть корень национализма, как такового.

Национализм, как бы отрицательно или положительно к нему ни относиться (оценочная позиция находится вне исследовательской сферы) - это не заблуждение, не суеверие, но самомнение.

Поэтому он наиболее активен на крайних полюсах общественной иерархии. Верхние слои общества имеют перед собой "наглядное подтверждение" своей исключительности, тогда как холопская гордость есть способ моральной самозащиты.

Вопреки сказанному, тот же феномен исключительности свойственен и сословному самосознанию, и религиозному, и индивидуальному и т.д. Тогда, в чем состоит особенность именно национального самосознания? -

Можно изменить сословную принадлежность, принять иную веру, получить лучшее образование и др., но нельзя, разумеется, изменить расово-национальную принадлежность.

Науке не известны какие-либо критерии иерархической сопоставимости человеческих рас, этносов, наций, хотя налицо ряд биологически-значимых конституциональных различий:

специфическое отложение жира у народов Севера, повышенная резистентность к заболеванию чумой у монголоидов, повышенный процент заболеваемости болезнью Дауна у евреев, особый состав крови, предрасполагающий к заболеванию серповидной лихорадкой у иных . Объективные процессы нивелирования одних биологических признаков и обособленности иных происходят непрерывно и повсеместно, но причины, способствующие или препятствующие этим процессам, не поддаются научной формализации.

Одновременно с идеей исключительности, как чувства национального достоинства, национальной гордости, национального превосходства, другим определением национализма служит идея исключительной ущербности "не своей" нации.

Первый вид национализма носит общеоборонительный характер, а второй - избирательно-агрессивный.

К "особо ущербным" нациям принято относить негров, евреев, цыган, армян, "американцев" и многих других.

Так, антисемитизм, как конкретное проявление национал-расизма, носит, как мы сказали, избирательный характер. Смысл избирательности заключается в повсеместной и первостепенной ненависти именно к евреям, а не к туркам, арабам, англичанам и др. Независимо от первопричин антисемитизма, он стал центральной частью христианского учения и, таким образом, прививается с детства во всем христианском мире. Именно широкое распространение христианства и ислама (признающего Христа) способствует столь широкому распространению антисемитизма. В тех христианских странах, где временно и отчасти одержал победу атеизм, религиозные истоки антисемитизма не утратили своего значения в силу известной религиозной инерции.

В форме антисемитизма христианство пролонгировало идею кровной мести, присущую родовому строю и патриархату, а именно, идею вины всего народа и всех последующих поколений евреев за содеянный несколькими представителями его "грех". /Уже в наше время энцикликой папы Римского евреям были прощены их христианские грехи/.

Если одни исследователи "еврейского вопроса" усматривают избирательность антисемитизма в антихристианском грехе, то другие - в особенностях иудаизма, третьи - в распространении евреями купечес-ко-буржуазных отношений, иные - в специфическом характере евреев и т.д.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...