Моральная категория политической экономии
Проблемы философии общества / Политическая экономия / Моральная категория политической экономии
Страница 3

Из сказанного совсем не следует, что производственные отношения в передовых странах капитализма достигли "гармонии" или, хотя бы, стремятся к ней. Мы ни в коей мере не склонны отказываться от констатации и анализа общественных противоречий /равно, как и природы общественной гармонии/, мы признаем существование экономических классов, но считаем необходимым отказаться от юридического учения о "краже рабочей силы" и его преемника - этического учения об "эксплуатации труда" в пользу нейтрально-объективных принципов исследования.

Конечно, природа общественных отношений находится на ином уровне рассмотрения, нежели видовая природа человека, так что мы не собираемся подменять исторические понятия биологическими, но разве это означает, что нам следует придерживаться эмоционально-морального принципа вместо безразлично-теоретического?

В плане изучения экономических противоречий следует, как нам думается, обратить внимание на то, что совокупный пролетарий /рабочий, инженер и пр./ наделен ограниченным правом пользования произведенной им потребительской продукции, но вовсе лишен права распоряжаться произведенным им средствами производства. Здесь и заключена одна из ипостасей капиталистического способа производства.

Понятно, что критиковать общественную формацию, исходя из юридических или нравственных позиций - не дело исследователя. Но вовсе не очевидно, что сравнение экономических формаций в историческом разрезе требует предварительного принятия той или иной точки зрения /общественно-заинтересованной или независимой/ - в чем и состоит действительная трудность.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...