Моральная категория политической экономии
Проблемы философии общества / Политическая экономия / Моральная категория политической экономии
Страница 3

Из сказанного совсем не следует, что производственные отношения в передовых странах капитализма достигли "гармонии" или, хотя бы, стремятся к ней. Мы ни в коей мере не склонны отказываться от констатации и анализа общественных противоречий /равно, как и природы общественной гармонии/, мы признаем существование экономических классов, но считаем необходимым отказаться от юридического учения о "краже рабочей силы" и его преемника - этического учения об "эксплуатации труда" в пользу нейтрально-объективных принципов исследования.

Конечно, природа общественных отношений находится на ином уровне рассмотрения, нежели видовая природа человека, так что мы не собираемся подменять исторические понятия биологическими, но разве это означает, что нам следует придерживаться эмоционально-морального принципа вместо безразлично-теоретического?

В плане изучения экономических противоречий следует, как нам думается, обратить внимание на то, что совокупный пролетарий /рабочий, инженер и пр./ наделен ограниченным правом пользования произведенной им потребительской продукции, но вовсе лишен права распоряжаться произведенным им средствами производства. Здесь и заключена одна из ипостасей капиталистического способа производства.

Понятно, что критиковать общественную формацию, исходя из юридических или нравственных позиций - не дело исследователя. Но вовсе не очевидно, что сравнение экономических формаций в историческом разрезе требует предварительного принятия той или иной точки зрения /общественно-заинтересованной или независимой/ - в чем и состоит действительная трудность.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...